Потерялись во времени
Иркутская область бывала в разных интересных положениях. Но в более странном, чем последние две недели, пожалуй, никогда. Росстандарт уже приказал всей России: в ночь на 27 марта мы переводим стрелки часов на час вперёд. А что делать Иркутской области, которой прочили переход в красноярский часовой пояс? В пятницу был последний день работы правительства РФ на этой неделе, а оно так и не решило, отправить наш регион в MSK+4 или уже не смешить электорат и оставить в своём. «Это не государство, а балаган», – заявили люди на одном из иркутских форумов.
Иркутскую область в интригу с часовыми поясами затянул бойкий президент Бурятии Вячеслав Наговицын. Ещё летом 2010 года иркутские чиновники никуда двигаться не хотели и даже мечтали, что если помолчать, всё сойдёт на нет. Однако Бурятия не успокаивалась. В сентябре прошлого года Народный Хурал республики выступил за перевод Бурятии в часовой пояс MSK+4, то есть Красноярского края. В ноябре Законодательное Собрание Иркутской области сделало то же самое. Потом наступила весна и Вячеслав Наговицын опять оттаял – начал менять своё мнение день ото дня. И в итоге заявил, что Иркутская область перейдёт в пояс MSK+4, а Бурятии подарят свой собственный, единственный в России, пояс MSK+5. И до сего часа время остановилось.
Переводят стрелки
Все попытки выяснить, что нам делать с часами, в правительстве Иркутской области оказались тщетными. Звонок в пресс-службу Росстандарта тоже ситуации не прояснил. Там дали стандартную формулу: «Стрелки часов на всей территории Российской Федерации в 2 часа 27 марта 2011 года (по местному времени) переводятся на один час вперёд». А на вопрос, откуда же в центральных СМИ типа «Утро.ru» появляется информация «за исключением Иркутской области», в Росстандарте ничего пояснить не смогли, посоветовав обратиться в Минпромторг. Но там на запрос не ответили. В пресс-службе правительства РФ «Иркутского репортёра» попросили назвать номер документа, а ежели его нет, то они ничего не скажут. Конечно, номер мы не знали. Похоже, чиновники и сами не понимают, отчего всё так «по-балаганному». Московские наблюдатели считают, что часовая реформа застопорилась на самом верху. «Если в ближайшие часы не появится распоряжение правительства за подписью Владимира Путина – изменения зоны не будет до осени или не будет никогда», – сообщил вчера вечером высокопоставленный источник в региональном правительстве «Иркутскому репортёру».
Заместитель директора Института географии РАН, профессор, доктор географических наук, заслуженный деятель науки РФ Александр Тишков сообщил нашему изданию, что проблемой сокращения часовых поясов всё это время занималась рабочая группа при Минпромторге РФ. Географы, в частности, разрабатывали сценарии районирования территории России в отношении часовых поясов, проводили расчёты и оценки. «На первом этапе были предложены рекомендации по устранению некоторых аномалий в системе часовых поясов, сложившейся в начале 1990-х годов, когда субъекты начали самостийно принимать решения о том, в каком часовом поясе им быть, – сказал он. – По рекомендациям рабочей группы 28 марта 2010 года пять регионов перешли в другие часовые пояса, а само количество часовых поясов снизилось с одиннадцати до девяти». Он заметил, что умеренные сценарии предполагали оставить всё в прежнем виде, в средних было сокращение до восьми часовых поясов. А вот семь и менее поясов уже предлагали в Госдуме и других высоких местах, но не в рабочей группе. «При этом и тогда, и сейчас все действия и решения принимаются только на основании предложений регионов», – заметил Тишков.
На втором этапе программы оптимизации, со слов Александра Тишкова, предполагалось рассмотреть возможность перестройки системы часовых поясов Якутии и Дальнего Востока. А на третьем этапе – дать рекомендации в отношении целесообразности перевода стрелок на зимнее и летнее время. И третий этап президент почему-то реализовал раньше второго. Александр Тишков сообщил, что в сценарии Минпромторга РФ и РАН учитывалась ситуация с дальневосточными регионами, которые уже исчерпали все резервы в отношении «сближения» с центром. «В предложениях есть лишь рекомендации о возможном слиянии регионов Якутии с владивостокским часовым поясом и объединении Забайкальского края с иркутским часовым поясом. Любой школьник, добросовестно изучающий географию, вам объяснит, что в настоящее время, даже с учётом декретного времени, введённого
И.В. Сталиным в 1930 году, в большинстве центров 83 субъектов Федерации отклонение поясного времени от астрономического не превышает часа. Вот в Чите действительно полдень приходится на 13.26. И если Забайкальский край объединится с Иркутском и Улан-Удэ, то есть регион перейдёт в более «западный» часовой пояс, в Чите будет практически полное соответствие астрономическому времени». «Все наши материалы по сценариям дальнейшей оптимизации системы часовых поясов переданы лицам, принимающим решения, – сказал Александр Тишков. – Но никаких решений в отношении сокращения часовых поясов после 28 марта 2010 года не принималось. Были инициативы законодательных органов нескольких субъектов Федерации. И всё».
Что нам делать с часами
Нашей газете уже один раз помогал учитель физики школы-интерната № 4 города Воронежа, заслуженный учитель России Владимир Беспалов, автор работы «Подвижная таблица часовых поясов Беспалова». На этот раз он пояснил, что произойдёт с Иркутском по двум сценариям: если Иркутская область сейчас перейдёт на летнее время и если нет. Дело в том, что в России осталось примерно 20 регионов, которые живут в настоящем декретном, а не поясном времени. В их числе Иркутская область. А вот Москва, к примеру, находится в поясном. Если Владимир Путин всё-таки примет решение отправить Приангарье в пояс MSK+4, то, по крайней мере, жителям областного центра будет лучше. И вот почему. «Сейчас разница между Москвой и Иркутском 5 часов, – рассказал Владимир Беспалов. – Таким образом, если регион не переводит стрелки на час вперёд весной, разница в показаниях часов уменьшится ровно на 60 минут. А это значит, что 22 июня солнце в Иркутске встанет на один час раньше – не в 5.41, а в 4.41 и зайдёт на один час раньше – в 21.29. А вот 22 декабря восход и заход солнца в Иркутске произойдут так же, как и в 2010 году – в 9.11 и 16.52, поскольку на зимнее время страна переходить уже не будет».
Однако если Путин не примет никакого решения и мы дружно со всей страной переведём стрелки, 22 декабря солнце в Иркутске встанет на час позже. Не в 9.11, а в 10.11. При этом, как заметил Владимир Беспалов, стоит учитывать, что Иркутск – это не вся Иркутская область. И если зимний полдень в Иркутске наступает в 13.03, то на востоке области – в 12.04, на западе – в 13.37. Если мы сейчас переведём стрелки, то 22 декабря 2011 года полдень в Иркутске наступит в 14.03, на востоке – в 13.04, а на западе он и вовсе будет приходить зимой почти к трём часам дня. Разница с астрономическим временем в два часа закрепится надолго. Впрочем, Александр Тишков заметил: «Медики считают, что отклонение поясного времени от астрономического в конкретной точке в один-два часа никак не сказывается на здоровье людей. Иначе трудно представить, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока людьми из Европейской России».
Уже в пятницу ВСЖД официально уведомила всех сообщением о том, что «27 марта 2011 года в 02:00 по местному времени часовая стрелка переводится на один час вперёд на железных дорогах и всех подразделениях железнодорожного транспорта РФ». Железная дорога и регион, по логике, не могут жить в разных часовых поясах. Это означает, что мы переходим на летнее время.