издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Место под солнцем

Заказ на строительство объектов туротрасли сформировал частный бизнес

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

В международном рейтинге Россия сегодня занимает 59-е место в мире среди стран, наиболее привлекательных для путешествий. При этом одним из наиболее интересных туристических объектов нашей страны остаётся озеро Байкал. Однако, приехав сюда, многие сталкиваются с низким уровнем сервиса на фоне довольно высоких цен на отдых. Эксперты считают, что вся проблема в бессистемном развитии инфраструктуры, средства в формирование которой сегодня почти исключительно вкладывает частный бизнес. Что ещё мешает использовать туристический потенциал региона в полную силу, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА

Есть где остановиться

По данным областного агентства по туризму, сегодня в регионе действуют 216 гостиниц, 151 база отдыха и 46 санаториев. Всего более 410 объектов, которые официально числятся как «коллективные средства размещения». Одновременно они могут принять около 20 тыс. человек. Для сравнения: в соседней Бурятии в прошлом году насчитывалось примерно 390 мест размещения. Но при этом в республиканском агентстве по туризму учитывали в том числе и такой распространённый вид жилья для отдыхающих, как мини-гостиницы, рассчитанные на приём не более чем 10–15 гостей единовременно. В нашей области этот сегмент гостиниц в общей статистике пока не учитывают, хотя эксперты уверены, что они обслуживают немалую долю въезжающих в регион туристов. И в качестве примера приводят посёлок Хужир на острове Ольхон, в котором помимо большого количества баз отдыха почти половина частных домов в летний период также работают на приём туристов.

Вообще на Байкале и прилегающих территориях сегодня сосредоточена основная часть действующих гостиниц и баз отдыха. Так, из имеющихся в области 20 тыс. мест размещения примерно 2-3 тыс. номеров, по мнению специалистов, приходится на территорию Малого моря. На острове Ольхон сейчас насчитывается более 50 гостиниц разного уровня. Высока концентрация коллективных средств размещения также в Листвянке, вдоль Байкальского тракта, КБЖД, в Байкальске и Утулике. 

Впрочем, первое место в области по количеству отелей и гостиниц стабильно удерживает Иркутск. На территории города сегодня можно насчитать около 7 тыс. койко-мест. Таким образом, в столице Приангарья вместе со средствами размещения, расположенными на Байкале, сегодня сосредоточено более 60% всего номерного фонда области. «Это довольно много, — считает  директор Сибирского института планирования и развития туризма Олег Данилин, — с учётом того, что у нас очень большой регион, но большинство территорий обходятся одной, максимум двумя гостиницами».

Классовый вопрос

Туроператоры тем временем заявляют, что количество мест размещения не главный показатель. По мнению генерального директора компании «Гранд Байкал» Виктора Григорова, туротрасль Байкала сегодня способна удовлетворить потребности отдыхающих любой категории — от «дикарей» до VIP-персон. «Поэтому для туристов, способных оплатить комфортное проживание на байкальских турбазах, что, кстати, весьма недёшево, существующих мест в течение летнего сезона должно хватать», — считает он.

При этом генеральный директор ещё одного регионального туроператора, компании «Байкальские приключения», Анатолий Казакевич приводит другой важный показатель развития туристической инфраструктуры. 

А именно количество гостиниц и баз отдыха с благоустроенными номерами категорий «люкс» и «стандарт», в которых есть душ, туалет и мебель, а также приемлемый room-сервис и хорошая кухня. «Именно такие объекты нужны для обслуживания турпотока из регионов России и из-за рубежа», — утверждает он. По данным компании, сегодня на Байкале лишь около 40 гостиниц предлагают комфортное размещение такого уровня. В летний сезон, когда сюда приезжает наибольшее число туристов, этого количества порой бывает недостаточно. При этом новых объектов такого класса в регионе сегодня строится единицы.

Но, как выяснилось, уровень сервиса волнует далеко не всех отдыхающих. В дорогих комфортабельных гостиницах сегодня останавливается незначительная часть туристов, приезжающих в регион. В основном это иностранцы, а также жители Москвы, Петербурга и других крупных городов западной части страны. Их доля в общем турпотоке по-прежнему невелика. Так, если всего за прошлый год в области отдохнули около 674 тыс. человек (учёт ведётся на основе данных гостиниц и турбаз, в которых размещались постояльцы. — «Конкурент»), то почти половина из них — это внутренние региональные туристы, одним словом, те же жители области, просто приехавшие позагорать на Байкал из Иркутска или, к примеру, Усть-Кута. Доля иностранцев в общем турпотоке по итогам прошлого года составила почти 7%, или 45 тыс. человек, из них пятая часть — это гости из соседнего с нами Китая.

Большинство местных жителей, выбирая место для отдыха, ориентируются на гостиницы эконом-класса, номерного фонда которых, по мнению туроператоров, в регионе пока достаточно. Хотя в пиковый сезон, который у нас приходится на июнь-июль, всё равно возникает ажиотаж. По мнению Анатолия Казакевича, это говорит о том, что «между сервисом и ценой люди по-прежнему выбирают цену, поэтому и живут потом в продуваемых дощатых домиках на Малом море с деревянным уличным туалетом».

За свой счёт

Интересно, что до сих пор туристическая инфраструктура на Байкале развивается в основном за счёт частных средств. Доля государственных инвестиций в строительство рекреационных объектов мала. По словам руководителя областного агентства по туризму Ирины Рютиной, в прошлом году в развитие инфраструктуры властями не было вложено ни рубля. На этот год, по её словам, в бюджете предусмотрены средства на строительство причала в Ольхонском районе, на Малом море. Однако ни точная стоимость работ, ни место его расположения пока не раскрываются. Кроме того, областное министерство строительства и дорожного хозяйства в этом году планирует приступить к работам по асфальтированию участка трассы, ведущей в сторону Ольхона. Отдельно стоит проект особой экономической зоны «Ворота Байкала», но пока его реализация находится на предпроектной стадии.

Виктор Григоров уверен, что более динамично развитие отрасли шло бы на условиях частно-государственного партнёрства. Впрочем, пока все вновь вводимые объекты строятся преимущественно за счёт частных средств. Так, в прошлом году, по оценкам областного правительства, бизнес вложил в развитие туристической инфраструктуры региона более 1 млрд. рублей. Большая часть этой суммы была затрачена на ввод объектов в Иркутске. В числе наиболее интересных в агентстве по туризму называют гостиницу «Фианит», новый корпус гостиницы «Звезда», гостиницу «Фрегат», а также ночной клуб «Индокитай» и торгово-развлекательный центр «Jam Молл», хотя последний прямого отношения к туротрасли не имеет.

Несколько новых объектов в 2010 году появилось и на территории Ольхонского и Слюдянского районов. Причём если на Ольхоне в основном сооружались новые турбазы, то в Слю-дянском районе, в районе курорта «Гора Соболиная», в прошлом году помимо корпуса гостиницы были построены канатная дорога, кафе и новая обзорная площадка.

Вкладывать средства в развитие инфраструктуры у бизнеса есть серьёзные причины. По данным агентства по туризму, за прошлый год объём платных услуг, оказанных гостиницами, турбазами и другими средствами размещения, составил более 6 млрд. рублей. Для сравнения, объём услуг региональных туроператоров и турагентств за этот же период достиг 1,2 млрд. рублей. Таким образом, гостиничный бизнес сегодня является наиболее прибыльным в отрасли. 

Однако, несмотря на ввод новых гостиниц, в регионе по-прежнему недостаточно туристических объектов самых разных видов. К примеру, туроператоры говорят о необходимости создания гостиниц и баз отдыха, рассчитанных на россиян со средним уровнем доходов, для которых важно оптимальное соотношение стоимости и комфортных условий проживания. «Гостиниц и баз отдыха для этой аудитории сегодня не хватает повсеместно», — отмечает пресс-секретарь компании «Байкальские приключения» Александр Верхозин. Также, по его мнению, на особо охраняемых природных территориях имеется недостаток кемпингов, навесов и зимовий, расположенных вблизи туристических троп, что существенно сдерживает развитие экотуризма в регионе. Не хватает сегодня гостиниц для проведения конгрессов и корпоративных мероприятий в Листвянке, аналогичных «Маяку» и «Прибайкальской». «Байкал в часе езды от Иркутска — это огромное преимущество для развития сегмента MICE», — говорит собеседник «Конкурента».

Требуются клиенты

Эксперты тем временем считают, что развитие туризма на Байкале упирается не столько в количество и качество номерного фонда, сколько в общие проблемы организации отдыха в регионе. Виктор Григоров приводит как один из примеров загрязнение территории Малого моря, которое в последние годы достигло критического уровня, что негативным образом может сказаться на турпотоке в ближайшем будущем. Олег Данилин также считает, что всё это дискредитирует статус Байкала как самого глубокого и чистого озера планеты. В результате оно всё меньше способно конкурировать по цене и качеству отдыха с зарубежными курортами. Статистика роста внутреннего и выездного туризма, по его словам, это подтверждает. 

— За прошлый год выездной турпоток в целом по стране вырос на 32%, — приводит цифры Данилин, — тогда как рост внутреннего туризма составил всего 1,5%. То есть люди предпочитают местным достопримечательностям курорты Турции, Китая, а также страны Европы, тем более что они подчас ближе и доступнее.

Невысоким остаётся рейтинг России как туристической страны и за рубежом. Так, по данным экспертов Всемирного экономического форума, в международном рейтинге из 139 государств, наиболее привлекательных для путешествий, наша страна сегодня занимает 59-е место, между Уругваем и Аргентиной. Первыми в списке идут Швейцария, Германия и Франция. Среди европейских стран Россия заняла 33-е место. По мнению Олега Данилина, такое положение в рейтинге закономерно.

— Ведь нередко сюда приезжают люди, которые перед этим посетили полмира, — говорит он. — Но когда они видят наши кривые заборы, свалки мусора по берегам Байкала, примитивные в большинстве своём турбазы, у них наступает инфраструктурный шок.

О том, что на Байкале нужно менять подходы к развитию инфраструктуры, сегодня говорят и туроператоры.

— Конечно, гостиницы должны быть комфортабельными, но при этом построенными с соблюдением всех, лучше всего европейских, экостандартов, а также вписанными в пейзаж, — объясняет своё видение темы Анатолий Казакевич. — «Бетонные коробки» губят Байкал и не соот-ветствуют ожиданиям. Люди хотят жить в деревянных отдельно стоящих благоустроенных домиках или коттеджах, из окон которых виден Байкал.

Отдельная больная тема местной туриндустрии — это отсутствие круглогодичного спроса на проживание в гостиницах. По мнению Олега Данилина, по-настоящему отели и гостиницы бывают за весь год загружены две-три недели в июле. Всё остальное время имеющийся номерной фонд наполовину простаивает. Исключением является, пожалуй, только Байкальск, где возможна круглогодичная загрузка. Но для этого, по словам Виктора Григорова, там нужно развивать летние виды туризма. Зимой в Байкальске наблюдается хороший турпоток на гору Соболиную, тогда как для большинства других территорий это почти «мёртвый сезон».

Большинство гостиниц, даже по самым оптимистичным оценкам, работают при среднегодовой загрузке не более 30%. Специалисты считают, что ситуация изменится, если их владельцы начнут рассчитывать не на три, а на десять месяцев работы в год. «И в том случае, если реалистично представлять, как они добьются таких показателей, качество обслуживания будет выше, сервис — интереснее, а цены на номера — ниже, — полагает Анатолий Казакевич. — Но для этого в первую очередь необходимо комплексное развитие на Байкале туристических кластеров по таким направлениям, как спортивный отдых, экотуризм, этнотуризм и так далее. Иначе людям будет просто нечего здесь делать. В лучшем случае они сами не приедут, в худшем — расскажут ещё сотне друзей. И гостиницы будут стоять пустыми».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры