Как из чистого родника…
Чем привлекает новая книга детской писательницы Марианны Резницкой? Прежде всего, свежестью, необычностью темы. Речь в повестях и рассказах идёт о радостях и горестях детей забайкальского семейского (старообрядческого) села. Написанная сочно, эмоционально, окрашенная своеобразным местным колоритом, книга не отпускает, вовлекая читателей в мир гармоничный и светлый, мир детства.
Но прежде чем говорить о самой книге, посмотрим, кто же такие забайкальские староверы, или, как они себя называют, семейские. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они подвергались жесточайшим репрессиям, многие вынуждены были бежать на свободные земли. Во второй половине 18 века по царскому указу раскольников насильственно выселили из пределов Польши, Белоруссии, с Урала. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Село Десятниково, откуда родом наша маленькая героиня Люся, – одно из сёл в Забайкалье, куда вывезли первых старообрядцев. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть «семейскими». Так к началу 19 века в Забайкалье сформировалась этническая группа русских крестьян – старообрядцев, которые решительным образом стали влиять на экономику края. Семейские до наших дней сумели сохранить своеобразие и самобытность традиций, устоев бытия, культуры – в образе жизни, в быту, в семейных отношениях, крепости нравственных устоев, в величавости одежды, в оформлении жилищ, в росписи утвари, жилых помещений. Яркое тому подтверждение мы находим и в книге Марианны Резницкой.
В «Повести о семейской девочке», которой открываются «Марийкины истории», её главная героиня Люся – отхончик, последний ребёнок в семье. Хотя она ещё маленькая, ей очень нравится слушать старинные песни, петь частушки, а перво-наперво – наряжаться в любимую семейскую одежду. Легко, свободно течёт рассказ о буднях милой девчушки, приключениях, вместе с нею и её глазами мы видим старинное село Десятниково, его обитателей, дома, раскрашенные, словно пасхальные яйца, в яркие цвета. «Люсин дом: коричневые бревенчатые стены, ставни и резные наличники – голубые, с белыми вставками, а ворота – зелёные. Как она любит вместе с мамой к празднику торкать дресвой (мелким речным песком) уличные стены. Брёвна становятся чистые-пречистые! А потом окатишь избу студёной водой, и такой она становится чистой и праздничной. Даже пыль с дороги не садится на брёвна – боится испачкать!»
Мир детства поистине необъятен, полон соблазнов, приключений, нешуточных хлопот. Праздники, будни – всё, что окружает маленькую героиню повести, её подруг-ровесниц, достойно внимания. И осмысления. С каким удовольствием помогает она по хозяйству: и грядки в огороде пополет, и телят, если надо, сгоняет на выпас, и в лес по землянику – с великой охотой. Находится время и для игр и для шалостей. И, конечно, для праздников. Как «вкусно», к примеру, описан пасхальный обед: «стол ломился от всевозможных яств: пироги с печенью и черёмухой, вареники с творогом и картошкой, большая сладкая лепёшка с резными краями красовалась посреди стола. Сквозь розоватый хворост просвечивало солнце. Бабушки пили забелённый чай и тихо разговаривали, вспоминая старинную жизнь». Ух, и красивы же семейские бабушки! Бравые, как говорят они сами: и яркие разноцветные сарафаны, и кички – особые головные уборы, и бусы из тяжёлых крупных янтарей – всё это дополняется красивейшим многоголосьем хора. «Семейская одёжа делает бабушек похожими на райских птичек – такая она цветная и яркая! Бабушки пели…»
На Троицу дом украшается зеленью. Они со старшей сестрой Любой пойдут в лес и нарвут веточки берёзы, чтобы поставить по углам в избе и горнице. «Когда придут гости, то все будут кумиться – меняться крестиками, есть яишню, пироги и лепёшки, потом петь песни, а Люся станет плясать под гармошку! Ведь Саша так задорно научился играть плясовую! Она споёт свою любимую частушку:
Я семейскою была,
Я семейской буду!
Свой семейский сарахван
Сроду не забуду! Э-эх!»
Особую окраску, настрой повествованию придаёт старообрядский, семейский диалект, интонационные особенности речи: «бравенька» – хорошая, «голоушая» – без головного убора, «уросить» – капризничать, «горочанка» – приехавшая из города и т.д.
Кстати, вторая повесть так и называется – «Люда-горочанка». Она начинается с того, что героиня с подругой, только что закончившие 6-й класс, знакомятся с девочкой, приехавшей погостить в деревню к деду с бабкой. Наступили каникулы, пришла пора пахать огороды, но самое главное на сегодня – горочанка Любочка, оказавшаяся доброй и умной, надёжной подругой, которой всё на свете интересно. «Ура! Ура! Ура! Кто придумал деревню? Люда ему за это очень благодарна! Радости и восторгу нет предела! Быстро она достала из кулька конфеты, набила ими карманы и бросилась на улицу – покорять местных детей».
Фабула этой небольшой повести, как, собственно, и других, вошедших в книгу, весьма увлекательна. Разве не интересно узнать о сокровенных мыслях ребятишек, работе их не окрепших ещё душ, поучаствовать с ними в играх и забавах, в эпизодах, имеющих чуть ли не детективную окраску, – словом, окунуться в этот таинственный, знакомый и такой незнакомый мир детства.
Книга читается легко – от начала до конца. Этому способствует неизбитый, сочный язык, глубокое знание автором материала, да это и неудивительно: Марианна Резницкая родилась и выросла в селе Десятниково – сама из семейских. Так что нетрудно догадаться, что во многом её рассказы и повести носят автобиографический характер. Отсюда подкупающая искренность, умение донести до читателей родниковую чистоту души своих маленьких героинь.
Успеху «Марийкиных историй», а он, на мой взгляд, несомненен, в значительной мере способствуют оформление книги – прекрасные иллюстрации художника Татьяны Громыко, цветные фотографии фотохудожника Игоря Сирохина. Книга удалась, с чем и хочется поздравить Марианну Резницкую и её соавторов.