Вода и камень
Нижнюю набережную Ангары облицуют гранитом
Нижняя набережная, по мнению властей города, сегодня один из немногих юбилейных объектов, реконструкция которого идёт ускоренными темпами. Впрочем, чтобы сделать этот участок таким, каким он изображён на макете, выполнить предстоит ещё очень большой объём работ. Стоимость строительства составляет почти 1,3 млрд. рублей. Какой будет набережная после, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.
Большая стройка идёт на Нижней набережной реки Ангары. Сейчас там вбивают сваи и укрепляют берег железобетонной арматурой. В небольшой прорабской на месте работ стоит макет: таким должен быть этот участок спустя полгода. Но снаружи очертания будущей набережной угадываются пока с трудом. Строители, впрочем, настроены оптимистично. По словам заместителя генерального директора компании-подрядчика СПМК-7 Александра Ерохина, сейчас по всему берегу от Вечного огня до реки Ушаковки уже заканчиваются земляные и укрепительные работы. «В апреле или начале мая мы планируем завершить монолитные работы, после чего можно будет приступать к облицовке набережной гранитом», – рассказал он. Использоваться для этого будет камень двух цветов – серого и красно-коричневого. На всю Нижнюю набережную понадобится около 40 железнодорожных вагонов гранита. Доставляться он будет сразу из нескольких мест. «Мы планируем использовать камень отечественных производителей с Урала, а также из Тулуна. И частично, наверное, будем завозить из Китая», – уточнил Ерохин.
Сегодня реконструкция идёт с опережением примерно на два месяца. «По графику трубошпунт должен быть забит 25 апреля, а мы заканчиваем его уже через два-три дня», – подтвердил мэр города Виктор Кондрашов, побывавший на набережной в пятницу. Трубошпунт, про который говорил мэр, – это главная новая технология, использованная в берегоукреплении.
В Иркутске, по словам подрядчика, она применяется впервые, в России пока также мало объектов, где её можно увидеть. Использование этой технологии позволит сделать всю набережную двухъярусной и тем самым увеличить её площадь более чем на 24,6 тыс. кв. метров. Общая площадь объекта после реконструкции составит 96,5 тыс. кв. метров, протяжённость – 1530 метров.
Все привычные атрибуты Нижней набережной строители обещают сохранить. Останутся кованая ограда, гранитный парапет и удобные съезды для роллеров. Но при этом к ним добавятся специальные пандусы для людей с ограниченными возможностями, увеличится площадь зелёных зон, появятся место для размещения кафе, велодорожки, освещение, а также новые архитектурные сооружения. Самым главным из них должны стать Московские триумфальные ворота, которые планируется восстановить на историческом месте. По словам Виктора Кондрашова, участок под них выбран, проектная документация разработана. «Станет чуть теплее, и Московские ворота мы также начнём строить. К 350-летию города они будут готовы», – сказал мэр.
– К сожалению, памятником архитектуры они признаны не будут, – объяснил градоначальник. – Это новодел, но они будут полностью соответствовать тем воротам, которые стояли вблизи этого места. Внутри будут оборудованы смотровая комната и помещение под архив, подведут отопление и электричество.
Общая стоимость строительства ворот составит около 30 млн. рублей, при этом всю сумму получить планируется из внебюджетных источников. По словам мэра, как и предполагалось ранее, объект будет возведён на деньги Байкальского банка Сбербанка РФ, но если первоначально банк планировал напрямую профинансировать строительство ворот, то теперь выделение средств будет осуществляться в рамках льготной кредитной линии. Правда, компанию-инвестора, для которой она будет открыта, Виктор Кондрашов пока предпочёл не называть. «Пусть это будет небольшим секретом», – отговорился мэр. Банк, со своей стороны, берёт на себя затраты по благоустройству набережной.
Полная стоимость реконструкции набережной на участке от старого Ангарского моста до реки Ушаковки составляет более 1,294 млрд. рублей, из них затраты на берегоукрепление превышают сумму в 720 млн. рублей. Основное финансирование идёт за счёт средств федерального бюджета. Впрочем, чтобы деньги дошли до подрядчика, предварительно вся сумма должна быть на сессии областного парламента включена в региональный бюджет. В противном случае с реконструкцией участка протяжённостью 2,2 километра, завершить которую планируется к 1 сентября 2011 года, могут возникнуть проблемы. А вот замена старых бетонных парапетов на новые в районе бульвара Гагарина и памятника Александру III пока откладывается на неопределённый срок. Федеральное финансирование на этот участок набережной не предусмотрено.