издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город для людей

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

В 2036 году жители Иркутска будут ездить на скоростных трамваях, в городе появятся новые зелёные зоны и пешеходные улицы, расцветёт туризм. Отток молодёжи в столицы прекратится, поскольку организуют новые рабочие места, а городская среда станет комфортной и соразмерной человеку. Новый аэропорт будет построен между Шелеховом и Ангарском, а может быть, между Иркутском и Листвянкой. Современные концертные залы, конгресс-центры, бассейны и стадионы, доступное жильё – это не фантастика, а то, каким увидели Иркутск через 25 лет участники Международного Байкальского зимнего градостроительного университета, 12-я сессия которого завершила свою работу в минувшую пятницу.

В этом году участники ежегодного зимнего градостроительного университета, который проходит в ИрГТУ, проектировали будущее. Пять команд по пять человек, студенты и молодые архитекторы, инженеры, дизайнеры из разных стран, в течение двух недель пытались найти решения самых главных проблем города и разработать долгосрочную стратегию и этапы градостроительного развития Иркутска. Для этого им предстояло «определить ресурсный потенциал территории» и «сформулировать общественно значимые приоритеты развития». На финальной презентации проектов участники показали, каким должен стать Иркутск к 2036 году, чтобы его можно было назвать городом для людей.

Одно из главных «больных мест» столицы Приангарья – транспортная система. По мнению всех групп, представлявших свои проекты в пятницу, существующая дорожно-транспортная сеть не отвечает требованиям мегаполиса уже сейчас. Загруженные дороги в центре, пробки, отсутствие дублирующих дорог из «спальных» районов, нехватка общественного транспорта затрудняют мобильность населения и, безусловно, не добавляют привлекательности территории. Главные сложности в историческом центре города связаны с личными автомобилями и транзитным транспортом. По мнению молодых градостроителей, из-за скопления в центре Иркутска множества учреждений, ведомств и организаций при отсутствии специально оборудованных парковок люди, которые приезжают по делам, вынуждены оставлять машины на обочине. 

Освободить центр, по версии одной из групп, можно, сделав улицу Карла Маркса пешеходной и создав новое транспортное кольцо, а также пять новых территориальных центров, обладающих всеми необходимыми функциями (торговой, административной, развлекательной и прочими), – по одному на каждый из районов. Дело в том, что сейчас каждый третий горожанин ежедневно бывает в центре, а микроцентры могли бы снять напряжение. Отдалённые районы – Ново-Ленино и Иркутск II – соединит  с железнодорожным вокзалом гибрид скоростного трамвая и электрички, экологичный tram-train, на котором можно будет быстро и без проблем добраться до соседей по агломерации – Шелехова и Ангарска. Должен появиться ещё один вид общественного транспорта – скоростной автобус, который будет двигаться по выделенной полосе и иметь приоритет движения на перекрёстках. В центре транспортную нагрузку можно снизить с помощью sky-train – фуникулёра, а вот строительство новых мостов через Ангару только усугубит ситуацию. 

Полуостров в Жилкино предполагается обустроить деревянными пешеходными дорожками и превратить в «водный» парк, сохранив и облагородив болотистую местность

Другая возможность разгрузить центр – перенести все административные функции, к примеру, в предместье Рабочее или Марата, как это предложила одна из команд. Если областные и муниципальные ведомства, комитеты и госучреждения будут сконцентрированы в одном месте, это станет более удобным для жителей и работников, посчитали участники группы. Впрочем, это предложение не нашло поддержки у некоторых экспертов, однако они отметили идею команды оставить центральные улицы только для пешеходов и трамваев. 

Проблема транспортной доступности имеет ещё одно измерение. Иркутск будущего должен стать туристическим центром, а значит, ему необходим современный аэропорт. Елена Григорьева, вице-президент Союза архитекторов России, напомнила, что «проблема нового аэропорта» обсуждается с 60-х годов прошлого века, однако до сих пор не решена. Для участников зимнего университета, по всей видимости, эта задача не показалась такой сложной. Идеи, впрочем, были не очень оригинальными: «воздушные ворота» города предлагали поставить в центре агломерации – между Иркутском, Ангарском и Шелеховом или построить аэропорт поближе к Байкалу – в районе посёлка Пивовариха, несмотря на рельеф местности и необходимость переселять жителей. По мнению экспертов, последний вариант может привести к тому, что Иркутск перестанет быть даже транзитом для туристов по пути к озеру.    

Важный момент, на который обратили внимание все участники, – сохранение культурного наследия и деревянного зодчества. Именно оно должно стать основой городской идентичности, предметом гордости горожан и привлекать туристов. Поэтому большинство команд предложили запретить новое строительство в центре или создать «заповедные» зоны. Критически важно добавить к защищённым территориям «зелёные» и «голубые» коридоры – парки, скверы, городские леса и водные артерии города требуют охраны так же, как и памятники архитектуры.  

К 375-летию в Иркутске должны появиться новые общественные пространства, где люди могли бы встречаться и общаться. При этом участники не забыли и о жилых кварталах. По мнению молодых архитекторов, территория города часто используется неэффективно. Так, если сейчас в одном из районов на площади 7,42 гектара живут 136 семей, то через 25 лет на этом участке могут разместиться 244 семьи, три коммерческих здания, при этом 1,7 гектара будет отдано под зелёные насаждения. Нужно только заменить одноэтажные индивидуальные дома современными многоэтажками. Такое «уплотнение», увеличение этажности в некоторых районах совершенно необходимо для того, чтобы город мог расти в своих нынешних границах и не лишать иркутян ощущения простора и удобства. 

Полёт фантазии участников, не скованный необходимостью думать о финансировании проектов, оценили не только эксперты от архитектуры. Вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов, присутствовавший на презентации проектов, даже предложил участникам сотрудничать с мэрией, а главный архитектор города Андрей Красильников пообещал учесть некоторые идеи младших коллег при корректировке генерального плана. 

Авторы проекта Андрей Костюченко, Дмитрий Ильин, Дафна Селе 
(Daphne Celet), Диана Фелбер (Diana Felber), Неха Мунгекар (Neha Mungekar)

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры