Сеанс разоблачения
Меры по борьбе с коррупцией вызывают в обществе лишь недоумение
Будучи первым заместителем министра внутренних дел России, генерал-полковник милиции Владимир Васильев в октябре 1998 года на встрече с региональными представителями Агентства судебной информации заявил: «Коррупция – болезнь, которая поражает все клетки общественного организма. Коррумпированы законодательная и исполнительная власть, суды, пресса. Нужны новые люди – честные, умные, высокообразованные. Но им трудно: с одной стороны, их выживает сформировавшаяся система произвола и коррупции, а с другой – общественное мнение нарисовало такой образ держиморды, что нормальные люди и слышать не хотят про погоны. Милиция такова, каково общество».
Прозорливость бывшего заместителя министра и нынешнего председателя комитета по безопасности Госдумы обезоруживает своим философизмом. Где же им взяться, «честным, умным, высокообразованным»? За 12 прошедших лет остатки вымерли как мамонты, новых система родить вряд ли смогла. И даже продолжает их успешно уничтожать.
Бытовая зарисовка. Соседка по купе, жительница Волгограда, поведала, что её сын, выпускник школы 2009 года, пожелал поступить в милицейский вуз, который готовит сотрудников по борьбе с преступлениями в сфере экономики и налогообложения. Желание благое, но требующее от 17-летнего юноши согласия родителей. При собеседовании в управлении кадров областного ГУВД маме прямым текстом обозначили цену направления сына на учёбу: 500 тысяч рублей. «Цена вопроса» была мотивирована экономической выгодой для семьи в дальнейшем: бесплатные проживание в Москве, питание, обмундирование плюс престижное и «под патронажем» образование, а в последующем – гарантированный карьерный рост. Картина – просто мечта для любящей матери. Но эта мать отказалась, видимо, в пользу более любящей. Сын успешно учится в ином юридическом вузе столицы. В этой истории самое печальное то, что в данный специализированный вуз, где готовят борцов с коррупцией, приходят ребята, уже столкнувшиеся с её жёсткой разлагающей хваткой, инфицированные в самом начале своего гражданского становления. Змея захватила свой хвост. Круг сомкнулся. Система подобных продуцирует подобных.
Проект закона «О полиции», не мудрствуя лукаво, переписан с закона «О милиции». Конечно, сменилась не только вывеска, представлены и определённые новации. Увы, они тянут не более чем на прочие многочисленные поправки к Закону РФ от 18.04.1991 г. Результат чисто косметический. А косметика скрывает сущность только в театре.
Принимаемые в борьбе с коррупцией в органах меры вызывают недоумение даже у жаждущего сенсаций обывателя. Последние разоблачения, при всей многолетней очевидности совершаемых и регулярно освещаемых прессой злоупотреблений, сводятся к точечным результатам, как бы заказным. Или действительно заказным? Такие разоблачения не есть системный подход к проблеме коррупции. Русские в своё время изобрели рулетку – своеобразную игру со смертью; только сейчас непредсказуемый барабан нагана уже снабжён управляемыми связями, канатами прочной товарищеской и «почти бескорыстной» взаимовыручки, практически исключающей риск изобличения.
Распространённость коррупции как явления в обществе имеет свои причины и условия. К причинам следует отнести корыстный мотив субъекта – так называемый человеческий фактор. Практически каждый чиновник потенциально является носителем желания получить сверху. Осуществление этого желания зависит уже от факторов, способствующих осуществлению этого желания, т.е. условий. Их великое множество: от несовершенства законодательства до полной свободы де-факто в способах легализации преступных доходов. Именно последний фактор следует считать доминирующим, в силу чего на его подавлении и следует сосредоточить меры государственного регулирования.
Особо сопутствующим свободе легализации следует признать практически не регулируемый оборот наличных денежных масс. Все реформы необходимо, как мне кажется, выстраивать через налоговое регулирование отношений «гражданин–государство». Начатая кампания ИННизации всей страны не доведена до своего логического завершения, не приобрела компоненту обязательности. Наличие индивидуального налогового номера должно стать непреложным условием в организации регулирования отношений меры труда и меры потребления. Наряду со сбором сведений, сообщаемых налогоплательщиками в декларациях, должна быть внедрена и система концентрации информации о реальных расходах граждан. Адресом для этих сведений, поступающих из госорганов регистрации, будет ИНН. Регистрация налогоплательщиков должна быть тотальной. Номер необходимо вносить в регистрационные документы.
Сравнение сведений о доходах и расходах позволит не только выявить факты уклонения от налогов, но и профилактировать злоупотребления и нарушения при реализации трудовых отношений. Будут поставлены под контроль доходы чиновников всех уровней, невзирая на должность и иммунитет, искоренены «добросовестные приобретатели» – эти «дурачки в законе», при посредничестве которых совершаются массовые мошеннические сделки с недвижимостью и рейдерские захваты.
Может возникнуть вопрос: почему бывший милиционер коснулся вопроса совершенствования налоговых отношений? Такой вопрос мне задавали на учёном совете Академии МВД СССР осенью 1990 года при утверждении темы кандидатской диссертации «Государственное регулирование личного потребления в условиях рыночных отношений». Рыночные отношения в те годы только зарождались, и их развитие мною связывалось с необходимостью установления действенного контроля с одновременным ослаблением милицейского пресса на частный капитал. В настоящее время сложившаяся в стране ситуация требует принятия в первую очередь эффективных мер борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Когда будет проведена в жизнь идея экономического регулирования и подавления корыстных посягательств, тогда, по моему мнению, и возникнут объективные предпосылки реформирования милиции. А пока милиция, невзирая на предлагаемое переименование, востребована не народом, а скорее чиновниками и бандитами.