издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ветеран «неизвестной» войны

Афганские дороги Вадима Петровича Величко

  • Автор: О.В. ШАСТУН, подполковник запаса, г. Иркутск

Судьба человека в погонах, кадрового военного, которому сейчас уже за шестьдесят, сродни сложной истории нашей страны послевоенного времени. Он живёт рядом с нами, трудится, растит внуков, и мало кто знает о том, что главное его предназначение на земле укладывается в два слова – защитник Отечества. Только серебристая изморозь на волосах, паутинки-морщинки на лице молчаливо свидетельствуют о его нелёгком жизненном пути, в котором были учёба в строительном техникуме, срочная солдатская служба, военное училище, долгая офицерская служба на ответственных должностях в разных, «холодных» и «горячих» точках Родины и за границей. Был в судьбе подполковника в отставке Вадима Петровича Величко и Афганистан.

Вадим Петрович уже более десяти лет на заслуженном отдыхе, но с горечью признаётся, что  Афган и в мыслях, и в снах преследует его, как,  наверное, и всех ветеранов той «неизвестной» войны. Это было испытание на всю оставшуюся жизнь – или пан или пропал. Не под пулями душманов, так в водочном угаре   неумения, а подчас и нежелания  вписаться в мирную жизнь, в горькой тоске по друзьям-товарищам, навсегда оставшимся в   далёких чужих горах. У Вадима Петровича было преимущество перед  солдатами-срочниками, попавшими  в военное пекло чуть ли не со школьной скамьи:  перед Афганом он уже прошёл университеты армейской службы, дослужившись до звания капитана. 

Сын  участника Великой Отечественной войны, Вадим никогда не сомневался в правильности выбора военной профессии. И потому, закончив срочную службу в звании сержанта в мотострелковой дивизии под Ленинградом, он поступил в Пушкинское военно-строительное училище.  А первой записью  в послужном списке  молодого инженера-механика Вадима Величко  стал  космодром Байконур.

Ох, и повезло же тогда лейтенанту Величко!  «Где бы я ни служил потом, мои однополчане всегда завидовали: космос, Гагарин, полёты на Луну! Романтика покорения вселенной…» – смеётся Вадим Петрович. На самом же деле, будучи заместителем командира автомобильной роты, он занимался  рутинным делом – доставкой различных строительных и инженерно-технических грузов на многочисленные площадки космодрома. И от чёткости выполнения  этой работы зависели график ввода новых объектов и старты испытательных полётов космических объектов различного назначения. 

Романтика пришла в его армейскую жизнь, когда  девушка Надя, молодой бухгалтер родом из-под Винницы,  стала его женой и через год родила ему сына Юрика. Тогда на задний план отодвинулись все трудности и  бытовые неустроенности его офицерской службы. Тогда  разноцветьем трав зацвели сухие Казахстанские степи и наполнились ароматом цветов песчаные бури. Его Надя, Надежда стала не просто верной офицерской женой, с первого дня их совместной жизни храбро принявшей на свои хрупкие плечи  тяжесть армейской жизни. Она стала его вторым «я», надёжным тылом, бедой и выручкой в любых ситуациях, хранительницей очага и  уюта. И с первых лет их совместной жизни она фактически тоже служила, хоть и не числилась в списках  воинских частей. Не потому ли  после  десяти лет  службы Вадима Петровича в Забайкалье на строительстве  участка автотрассы Москва – Владивосток от Улан-Удэ до Читы, а потом  на «необъявленной» войне она была  удостоена благодарности командования ограниченного контингента войск в Афганистане  «за большую  душевную теплоту и поддержку мужа в нелёгкой службе за рубежами Родины».

Судьба хранила её  дорогого человека. 28 января 1980 года – самый чёрный день в   семейной хронике   супругов Величко. В этот день бригада, в которой служил Вадим Петрович,  перешла государственную границу и направилась в сторону Кабула, чтобы влиться в 40-ю армию. Доставка боеприпасов, горюче-смазочных материалов, медикаментов, продовольствия, отправка груза «200» –  и днём и ночью, в жару и стужу, под обстрелом душманов и вой снарядов, в ожидании  диверсии за каждым поворотом серпантина дорог в горах и  на перевалах.  Батальон терял  солдат и офицеров, десятки тяжелораненых отправляли  на родину. В одном из рейдов Вадим Петрович  тоже был ранен и тяжело контужен, но скоро вернулся в строй.  И снова –  в опасные рейсы. А в  письмах Надежды Григорьевны  не было ни одной тревожной ноты, ни одной слезинки. Спокойная и уверенная в его силе и мужестве, она была рядом с ним и в рейсах по горам,  и на привалах. 

Среди боевых товарищей в Афганистане в 1981 году (В.П. Величко – третий слева)

За умелое обеспечение боевых действий 40-й армии и проявленное мужество Вадим Петрович  был награждён медалью «За боевые заслуги», памятной медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», грамотой Президиума Верховного Совета СССР.  Он, как и его жена, не любит рассказывать о тех годах. В их словах –   горечь и сожаление об оборвавшихся под пулями душманов жизнях молодых ребят, которых до сих пор оплакивают  несчастные матери и жёны.  Ребятам жить бы и жить, любить и любить, растить детей и внуков. Но всё перечеркнул Афганистан…

Вадим Петрович и Надежда Григорьевна оживляются, когда разговор переходит на последние годы его службы.  Осенью 1982 года их семья переехала  на Крайний Север на строительство стратегического оборонного объекта. А через два года они наконец-то окончательно осели в нашей области, под Усольем-Сибирским, где началось возведение  новой радиолокационной станции дальнего обнаружения.  Здесь Вадим Петрович,  опытный строитель и руководитель армейских подразделений, «тёртый калач», как говорят про таких, быстро прошёл служебные ступени от начальника штаба, заместителя  командира части по тылу до командира части. За умелое руководство важными строительными работами оборонного значения ему было присвоено звание «Почётный строитель Приангарья». И этим званием он, не скрывая, очень гордится.

А после увольнения из рядов Вооружённых сил ему снова достался  один из трудоёмких и ответственных участков в гарнизоне Космических войск. Более десяти лет он проработал начальником жилищной службы. Опытные люди знают, какая это была хлопотная и  подчас безнадёжная работа в 90-е лихие годы перестройки. Но он сумел сохранить в хорошем состоянии и жилой фонд, и коммуникации  военного посёлка. За что ему благодарны семьи квартирующихся в нём военнослужащих.

Сейчас Вадим Петрович, военный пенсионер, на заслуженном отдыхе. Воспитывает внуков и активно участвует  в работе ветеранской  организации гарнизонного посёлка. Пройдя  суровую армейскую службу, он считает своим долгом офицера и ветерана Вооружённых сил помогать молодёжи готовиться к защите Отечества. Это для него не  просто красивые  слова. Это, считает он,  обязанность каждого здорового  мужчины – защищать свою семью, своих соотечественников, свою большую и малую Родину. 

– Я видел жизнь и смерть людей в погонах, – говорит Вадим Петрович, – их невероятно тяжёлый ратный труд. На войне как нигде больше испытывается сила духа, армейское братство, когда ты делишься с другим последним глотком воды,  последними патронами… А завтра провожаешь его в последний путь… 

В день начала и окончания афганской трагедии участник боевых действий подполковник в отставке В.П. Величко выпивает фронтовые сто грамм и молча поминает всех, кто, выполняя приказ, остался навсегда на той войне, кто, как писал поэт, «не долюбил, не докурил последней папиросы». И сколько он будет жить, столько  и будет вспоминать живых и погибших солдат и офицеров-афганцев и жаркие, пыльные, пропахшие порохом дороги Афгана.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры