издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дипломатический этикет Людмилы Курбатовой

Руководитель представительства МИД России в Иркутске Людмила Курбатова, хотя и занимает эту должность третий год, является одной из самых загадочных персон областного истеблишмента. Несмотря на довольно активное участие в мероприятиях регионального уровня, ей удаётся сохранять дистанцию, характерную для многих дипломатических работников. Как выяснилось, качества профессионального дипломата оказываются актуальными не только на рабочем месте. Какие вопросы представительство МИД России в Иркутске решает ежедневно, как видит миссию ведомства его руководство и что для неё самой значит любовь к родине, Людмила Курбатова рассказала ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ. Встреча состоялась накануне 10 февраля, когда в России отмечается День дипломатического работника.

«Здравствуйте, Первунинские!»

Представительство МИД России в Иркутске свою  работу начало в 2001 году – в качестве отделения представительства МИД России в Улан-Удэ. В 2004-м, согласно распоряжению правительства РФ, представительство было открыто в Иркутске, хотя прописку в областном центре ведомство получило только в 2005-м, после того как для него подобрали помещение. Выбор пал на памятник истории и архитектуры начала ХХ века – «Особняк Первунинских» по улице Чкалова, 38. По мнению Людмилы Курбатовой, которая первым делом организовала для нас экскурсию, выбор был не случайным и в чём-то символичным. 

– Первое упоминание об этой усадьбе встречается в 17 веке, когда вместе со строительством острога начинают селиться посадские люди, занимающиеся торговлей, ремёслами и промыслами. В большом пожаре 1879 года территория попала в зону огня и выгорела. В 1901 году разрешение на строительство одноэтажного дома с подвальным этажом, имеющим бутовый фундамент, запрашивает купец первой гильдии, предприниматель и общественный деятель Александр Степанович Первунинский.  Кроме того,  в разные годы в этом здании проживали исторические деятели: секретари Коммунистической партии Разумов, Щербаков, Щетинин, Кобелев, Хворостухин, Филиппов. Сегодня здание является памятником градостроительства и архитектуры начала ХХ века. Каждый день, приходя на работу, я первым делом говорю: «Здравствуйте, Первунинские!».

Для семьи Людмилы Курбатовой Иркутск стал родным почти 30 лет назад. Родилась она в Туле, где с красным дипломом  окончила факультет иностранных языков Тульского государственного педагогического института, а затем приняла принципиальное решение – преподавать иностранные языки в сельской школе. «Там волей-неволей приходится закалять характер и проверять себя на прочность», – пояснила она неожиданный выбор. Проверки продолжились и потом: через некоторое время в Иркутск на службу направили супруга, с которым они вместе идут по жизни ещё со школьных лет. После довольно комфортных условий (жизнь родителей-военных в Туле была полностью налажена) пришлось какое-то время жить в коммуналке на три семьи с общей кухней. 

То, что на должность руководителя представительства МИД была предложена её кандидатура, Людмила Курбатова восприняла как аванс

В 1992 году в уже сложившейся на новом месте жизни Людмилы Курбатовой случился новый, неожиданный поворот. Когда она перешла на работу в администрацию Иркутска, ей поступило предложение пройти стажировку в Свинбургском университете в Австралии. Она решила рискнуть и отправила необходимые документы, а через некоторое время домой позвонили. Голос, попросивший к телефону госпожу Курбатову, узнав, что говорит с ней, тут же перешёл на английский язык. «Меня спросили, какими навыками я обладаю, где работала», – вспоминает наша собеседница. Видимо, телефонный  экзамен был сдан на «отлично», и наша собеседница на целый год отправилась в Австралию. Предварительно заручившись согласием работодателя и мужа. Последнему пришлось нелегко: он остался в Иркутске вместе с девятилетним сыном, а бабушки и дедушки были далеко. 

«Настоящее «Жди меня» получается»

Мозаика, в которую вошли неожиданный переезд в другой город, стажировка в Австралии, годовая разлука с семьёй и обучение в Дипломатической академии, сложилась в 2008 году. Тогда коллегия МИД России по согласованию с полномочным представителем президента РФ в Сибирском федеральном округе приняла решение назначить Людмилу Курбатову руководителем представительства МИД в Иркутске. 

– То, что ваша кандидатура на этот пост будет рассматриваться, стало для вас неожиданностью? 

– Мне сообщили о том, что может быть принято такое решение. Приятно, что оно принималось коллегиально по согласованию с полпредом президента в СФО. То, что была выбрана именно моя кандидатура, стало своего рода авансом. 

– Что вы сделали в первую очередь, вступив в должность? 

– Первым делом я ознакомилась с нормативно-правовой базой, чтобы понять, какие возможности есть у представительства для продвижения интересов региона, постаралась установить контакты с иностранными партнёрами, участниками внешнеэкономической деятельности. Если говорить о кадровой политике, то тут никаких резких движений не было. За время работы мы с коллегами смогли присмотреться друг к другу, понять, у кого какой потенциал и насколько его можно развить. С учётом ротации кадров представительства не исключается возможность приглашения на работу талантливой молодёжи – выпускников иркутских вузов.

– Как вы можете сейчас обозначить основную миссию представительства? 

– Это координирующая роль в отношении с иностранными партнёрами и участниками внешнеэкономической деятельности области, содействие созданию благоприятных внешних условий для решения задач развития и расширения международного сотрудничества Иркутской области с целью социально-экономического развития региона. Представительство согласовывает проекты документов о сотрудничестве региона с зарубежными странами, отслеживает исполнение действующих соглашений. Мы принимаем участие в заседаниях региональных межведомственных комиссий, продолжаем оказывать содействие в подготовке к поездкам губернатора за рубеж, информируем главного федерального инспектора по Иркутской области и губернатора области по актуальным вопросам внешней политики, осуществляем аккредитацию сотрудников генеральных консульств, работающих в Иркутске.

Одним из важных направлений деятельности представительства является работа с письмами и обращениями граждан России. Еженедельно мы ведём приём по личным вопросам, работаем с заявлениями и обращениями, направленными по почте и электронным средствам связи. Вопросов много: подтверждение гражданства Российской Федерации, истребование документов из-за рубежа для получения пенсий и пособий, поиск пропавших родственников за границей, выехавших за рубеж с целью туризма, устройства на работу. 

– Каковы планы представительства на 2011 год? 

– Нынешний год объявлен Годом историко-культурного наследия в Со-дружестве Независимых Государств. Он отмечен датами, важными и для нашего региона: 45 лет дружественным связям Иркутской области и японской префектуры Исикава, 40 лет работает генеральное консульство Монголии в Иркутске. Кроме того, 90 лет назад были установлены дипломатические отношения между Россией и Монголией, 55 лет назад мы восстановили их с Японией, 20-летний юбилей отмечают дипломатические отношения между Россией и Литовской Республикой. Будет 10-я годовщина со дня подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР. Кроме того, на территории области пройдёт ряд крупных мероприятий, в том числе VII Байкальский экономический форум, 350-летие Иркутска. Будет продолжена совместная работа с дипломатическим корпусом Иркутска, участниками международной деятельности региона, направленная на дальнейшее развитие и укрепление международных связей Приангарья со странами СНГ, АТР, Европы.

– Какие отношения складываются у вас с генеральными консулами? 

– Сейчас в Иркутске работает четыре генеральных консульства. В 1971 году у нас открылось генеральное консульство Монголии, в 2001-м – Республики Польша. Потом своё намерение работать в Иркутске подтвердила Китайская Народная Республика, но генеральное консульство было официально открыто в декабре 2009 года, а в июне прошлого года начало работать генеральное консульство Республики Корея. С иностранными коллегами у нас сложились товарищеско-деловые отношения, способствующие продвижению интересов региона и формированию положительного имиджа России за рубежом. 

– Почему затянулся вопрос с предоставлением помещения для генерального консульства Китайской Народной Республики и насколько он был в компетенции представительства МИД?  

– Решение вопроса проходило в соответствии с существующей нормативно-правовой базой, определяющей пошаговые  действия. Позиция МИД России была определена, когда было принято решение об открытии самого генерального консульства КНР в Иркутске. Нашим иностранным партнёрам было интересно разместиться в центре Иркутска на площадях, отвечающих параметрам организации консульского учреждения. Со временем был найден вариант, устраивающий обе стороны.   

– Как осуществляется сотрудничество с генеральным консульством Республики Польша? 

– В интересах развития региона, в русле активизации и укрепления отношений между странами. Имеются перспективы торгово-экономического сотрудничества, о чём свидетельствуют итоги визитов в Иркутскую область  Маршала Сената Б. Борусевича, воевод Силезии и Западного Поморья. Активно развиваются гуманитарные контакты. 2010 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Шопена. При содействии генерального консульства мероприятия, посвящённые этой дате, прошли и в областном центре. 

В семье все трудоголики 

Рабочий день Людмилы Курбатовой начинается с просмотра электронной почты и чтения новостей. Потом она отписывает документы для подчинённых, осуществляет деловую переписку, активно общается с коллегами из других регионов по телефону. Часто приходится засиживаться на работе допоздна. «В работе представительства есть системный подход, и он даёт свой результат, – говорит она. – Просто некоторые дела не хочется оставлять на потом, а хочется сделать именно сейчас. Впрочем, в нашей семье все трудоголики». Супруг Людмилы Курбатовой занят в строительном бизнесе, а сын – на государственной службе,  он юрист. 

– Качества дипломата помогают вам в семейной жизни? 

– Наверное, где-то да, где-то нет. Главное, что не мешают. В нашей семье есть взаимопонимание, за много лет уже выработался свой почерк отношений. Все вопросы решаются сообща, в дружеском ключе. 

– Как вы проводите свободное время?

– Мы никогда не сидим дома, если есть свободная минутка, выезжаем на природу. Хотя не могу сказать, что  очень люблю активный отдых. Я не горнолыжник и не саночник, это точно. На коньках стою только в силу того, что катается на них супруг. 

– Отдых с книгой вам больше нравится? 

– Можно сказать, что да. Сейчас я бы с удовольствием вернулась к Толстому, глубину мысли и философии которого можно оценить только с высоты прожитого возраста. Да и с Ясной Поляной у меня связаны воспоминания: когда-то работала там экскурсоводом. Отдаю дань уважения и Чехову, и Салтыкову-Щедрину. Если говорить об иностранной литературе, то с удовольствием прочла бы на языке оригинала Войнич, Диккенса, Вальтера Скотта, Бичер-Стоу. В своё время приходилось читать только адаптированные  варианты. 

С удовольствием провожу время, читая работы дипломатов: Александра Горчакова, Евгения Примакова, Юлия Воронцова. Кстати, с последним повстречалась, когда ещё и не думала, что жизнь приведёт меня в профессиональную дипломатию. Мне довелось присутствовать на его выступлении в США, я прекрасно помню, как, слушая его, гордилась своей страной и людьми, её представляющими. 

В библиотеке Людмилы Курбатовой есть книга, подаренная ей Ниной Михайловной  Кристессен, дочерью эмигранта первой волны, с которой она встречалась во время учёбы в Австралии. «Нина Михайловна  до 17 лет  жила в Харбине, где начала преподавать русский язык и литературу, – рассказала Людмила Курбатова. – Потом она переехала  в Австралию, где вышла замуж за писателя Кристессена. Именно здесь она взвалила на свои плечи нелёгкую миссию – сохранить любовь к русскому языку среди соотечественников и их детей. Основала  кафедры русского языка в  крупных университетах Сиднея и Мельбурна, приглашая для работы  преподавателей из России. С поставленной задачей она прекрасно справилась. Но я отлично помню, как она водила меня по своему имению и говорила: «Видишь вот тот дом: он появился, когда я поехала в Россию в таком-то году». Оказалось, что каждый раз они с мужем отрезали от своего имения по кусочку, чтобы поехать в Россию. С тех пор лучшего ответа на вопрос «Что такое любовь к родине?» для меня не существует».

 ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА КУРБАТОВА родилась в Туле. В 1981 году окончила факультет иностранных языков Тульского государственного педагогического института им. Л.Н. Толстого. После чего год работала учителем английского и немецкого языков в сельской школе Тульской области. В 1982-м вместе с мужем переехала в Иркутск, начала работать на кафедре иностранных языков Иркутского государственного педагогического института, вошла в городской совет по делам иностранных учащихся Иркутского горисполкома. В 1993 году прошла стажировку в Свинбургском технологическом университете (Австралия, г. Мельбурн), в 1998-м стажировалась в Орегонском университете США. С 1986 по 2008 год работала в структурах, занимавшихся международной деятельностью в администрации Иркутска, пройдя путь от инструктора отдела по зарубежным связям до начальника управления внешних связей и туризма комитета по экономике и финансам. В 2004 году прошла обучение в Дипломатической академии МИД России. В 2008-м была назначена руководителем представительства МИД в Иркутске. Награждена медалью Пола Харриса Феллоу (Paul Harris Fellow) международного ротарианского движения, знаком отличия международной ассоциации «Породнённые города», правительственной наградой Монголии «Передовой работник образования Монголии» (2008 г.), нагрудным знаком МИД России «200 лет консульской службы» (2009 г.) и другими наградами.Замужем, взрослый сын. 
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры