издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не наукой единой...

Союз «физиков» и «лириков» в иркутском Академгородке

  • Автор: Александр КОШЕЛЕВ

Очередное заседание клуба «Фотосфера» состоялось в Институте энергетики СО РАН. Созданный в 2008 году институтскими энтузиастами, клуб объединил под своей крышей людей, неравнодушных к искусству, в частности фотографии. На его заседания, где демонстрируются и обсуждаются работы фотографов – как маститых, так и начинающих, – собираются не только жители Академгородка.

На очередное заседание пришли не только фотографы, но и любители живописи. Ларчик открывался просто. В гости к энергетикам пожаловал известный иркутский художник, преподаватель Иркутского художественного училища Валерий Ерофеевский. Программа вечера состояла из двух частей. Вначале сотрудник института Александр Захаров выступил с творческим отчётом – продемонстрировал снимки, отснятые во время спортивных сплавов по рекам. Вторая, основная часть заседания была посвящена обсуждению творчества Валерия Ерофеевского: на суд зрителей он выставил около двадцати своих произведений.

Кстати говоря, работы художника в разных жанрах демонстрировались более чем на сорока выставках – региональных, международных, зарубежных, в том числе на десяти персональных. Энергетики «отловили» художника, когда во время поездки с участниками международной конференции по Кругобайкальской железной дороге посетили культурно-выставочный центр имени Н.К. Рериха в посёлке Старая Ангасолка, где тогда экспонировались работы Ерофеевского.

На выставке у энергетиков были представлены в основном этюды, выполненные во время полевой практики со студентами. Это пейзажи с ландшафтами разных типов – от степей Ольхона до хребтов Саяна. Фраза гостя «Художник должен видеть натуру и писать с натуры, всегда должен быть при этюднике» была продолжена хозяевами: «Как и с фотоаппаратом».

Собственно, параллель фотографии и изобразительного искусства стала лейтмотивом, основной темой общения аудитории в этот вечер. Верно ведь: настоящая фотография – это явно один из видов изобразительного искусства! И наоборот: не каждое произведение, выполненное кистью, можно отнести к искусству.

Надо сказать, встречи с художниками уже давно вошли в традицию коллектива Сибирского энергетического института. Творческая дружба «физиков» и «лириков» началась десятки лет назад, ещё в то время, когда старое здание СЭИ находилось в центре Ир-кутска. А с переездом института в Академгородок общение с художниками переместилось туда, благо площади позволяли проводить даже весьма объёмные, развёрнутые вернисажи.

В СЭИ стали проводиться выставки с дискуссиями по проблемам, выходящим за пределы изобразительного искусства, – о прекрасном вообще, о праве художника на свободу самовыражения. Гости увидели, что проблема противоречий «физиков» и «лириков» надуманна, что общее у них – поиск нового, полёт фантазии, моделирование действительности…

За минувшие полвека формы связи, творческого общения, естественно, менялись. Художники, чьи персональные выставки впервые были развёрнуты в конференц-зале у энергетиков, где молодые мастера получили крещение и путёвку в жизнь, стали мэтрами. Это Галина Новикова, Лев Гимов, Александр Шипицын, Анатолий Костовский, Николай Житков, Александр Муравьёв. Особенно тесные, одновременно дружеские и деловые контакты связали академгорожан с живописцем и монументалистом, создавшим свою оригинальную технику «пластической мозаики из бересты», Евгением Ушаковым. Его огромное, 12 на 14 метров панно-мозаика «Энергия» на фасаде СЭИ уже тридцать лет служит главным монументальным украшением ансамбля зданий Иркутского научного центра.

Участвуя в экспедиции энергетиков в полосе БАМа, Ушаков проявил свои способности как скульптор при сооружении каменной пирамиды на разведанном тогда перевале от истоков Горемыки к Верхнеирельскому озеру и циклонического, явно навеки кухонно-обеденного комплекса из каменных плит, которые подтаскивали по нескольку человек. На основе выполненных акварелью и фломастерами эскизов Ушаков написал потом несколько больших полотен, которые показывает на разных выставках, а этюд присклонового ледника на Байкальском хребте (художника просили сделать «технический рисунок») растиражирован в научных статьях, одна из которых напечатана в индийском национальном географическом журнале.

Семь раз в институтах Академгородка проводились развёрнутые, до нескольких десятков работ, персональные выставки художника-дизайнера из «Иркутскгипродорнии» Алексея Лукьянчикова, из-за их «излишней остроты», публицистичности, безоглядной смелости не вписывавшиеся в официальную идеологию и ставшие достоянием «широкой публики» лишь после смерти художника. Историко-географическое полотно Алексея Васильевича, с инженерной точностью и при этом ярко и лирично изображающее ансамбль храмов в историческом центре города («Малиновый звон, или Иркутск в 1895 году»), уже десять лет украшает торцевую стену малого конференц-зала, где заседает учёный совет института. Кстати, здесь, в стенах зала, вернисажи одних художников после их обсуждения сменяются другими.

Словом, союз «физиков» и «лириков» не просто существует, а продолжает свою благодарную работу по постижению тайн искусства, глубин человеческого духа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры