Байкал без охраны
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» должна была заработать с 2011 года. Но этого не произойдёт. Документ, который считался едва ли не панацеей от всех проблем озера, «застрял» в федеральных министерствах. Почему – в Иркутске не знают, а в Минприроды РФ молчат. Говорят только, что на охрану Байкала в Приангарье, Бурятию и Забайкалье в этом году всё-таки придёт миллиард рублей. В ответ на это эксперты напоминают, что программа предусматривала в 70 раз больше.
Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011 – 2020 годы» не была утверждена и в 2011 году действовать не начнёт, сообщили «Конкуренту» в министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области.
«В данный момент проект концепции программы находится в стадии согласования. Очевидно, что сроки начала её исполнения будут изменены», – отметили в министерстве. Документ предполагает выделение на три региона – Приангарье, Бурятию и Забайкалье – около 70 млрд. рублей в течение десяти лет. На что именно пойдут эти деньги, в минприроды считают пока «нецелесообразным говорить», поскольку нет «пообъектного распределения федеральных средств». Известно лишь, что на первоочередные мероприятия Иркутская область планирует получить 3,5 млрд. рублей в течение трёх лет. Что помешало утвердить ФЦП в 2010 году, в Минприроды РФ не сообщили. Официальный запрос «Конкурента» министерство оставило без ответа.
Ранее о ФЦП активно говорили на всех уровнях власти. В частности, её широко обсуждали на Байкальском экономическом форуме в 2010 году. Разработка долгожданной программы выглядела как оправдание тому, что в Байкал снова разрешили сброс вредных веществ с БЦБК. ФЦП выполнялась по личному поручению премьера Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева. Основными направлениями программы должны были стать двукратное сокращение сбросов загрязняющих веществ в Байкал и снижение уровня загрязнённости Байкальской природной территории отходами. Кроме того, планировалось ликвидировать накопленный ущерб, развивать особо охраняемые природные территории, выполнять берегоукрепление и экологический мониторинг.
В качестве «утешения» федеральный центр теперь вроде бы намерен выделить миллиард рублей на три региона. «В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено финансирование в области охраны окружающей среды по ст. 226 «Прочие услуги, работы» в размере 1 миллиарда рублей», – сообщили в региональном министерстве. Сумма пойдёт вне рамок программы. На миллиард запланировано выполнение 25 различных научно-исследовательских работ, рассказал председатель президиума ИНЦ СО РАН Игорь Бычков. По его словам, в частности, это научное обоснование проведения экологического аудита на Байкале, создание новой системы тепло- и энергоснабжения, исследование сейсмологических процессов на побережье озера, ландшафтное планирование. Кроме того, предполагается строительство в Иркутской области и Бурятии причалов, котельных.
Провал программы стал новостью для иркутского научного сообщества. «Почему ФЦП не утвердили, мне неизвестно. Было поручение председателя правительства, но, видимо, есть кто-то, кто принимает решения выше», – заключил Бычков. Директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачёв подтвердил, что ему неизвестна судьба ФЦП и тем более сроки её утверждения. «Сейчас речь идёт о каком-то миллиарде, который то ли будет выплачен в этом году, то ли не будет. Всё это в Москве крутится, сюда круги не доходят, – отметил Грачёв. – В общем, у меня никакой информации нет». Заведующий лабораторией Лимнологического института СО РАН Александр Сутурин добавил, что тоже не знает о ФЦП. «Последняя бумага, которую я получал на этот счёт, говорила, что программа начнёт действовать с 2011 года», – удивился Сутурин.
Извещений о том, что ФЦП не прошла согласований, не получали и в Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. «Разумеется, и причин этого я знать не могу, – сказал заместитель директора по научной работе института Леонид Корытный. – Но хочу напомнить, что в сентябре на БЭФе, когда шла речь об этой программе, представитель Минприроды высказал мнение, что ФЦП, вероятно, не пройдёт просто по техническим причинам, из-за своей неповоротливости, миллиардных сумм. Обычно министерства финансов и экономического развития препятствуют утверждению таких программ». Корытный добавил, что ещё полгода назад предполагал: ФЦП не согласуют, ведь бюджет уже был свёрстан, денег не хватало, а в таком случае первыми вычёркивают природоохранные программы. «В общем, мы были готовы. Да, для нас это новость, но нельзя назвать её неожиданной», – сказал Корытный. Он признал, что «радоваться здесь нечему», ведь разговоры о ФЦП ведутся не первый год. «Решается всё наверху, узким кругом лиц. С тех пор как Путин поручил сделать программу, что-то завертелось. Но, видимо, довертелось недостаточно хорошо», – резюмировал эксперт.