Поедут по концепции
Количество городского общественного транспорта может сократиться в два раза
За оптимизацию городского общественного транспорта решили взяться власти города в новом году. В результате к 2012 году в Иркутске должно более чем в два раза сократиться количество подвижного состава, а также увеличиться доля муниципального транспорта. Таким путём в мэрии планируют не только решить проблему пробок на дорогах и повысить безопасность движения, но и улучшить экологическую обстановку в городе. Перевозчики тем временем заявляют, что предлагаемые меры не учитывают интересов пассажиров и приведут к появлению огромных очередей на остановках.
Начать реорганизацию движения городского транспорта в администрации Иркутска планируют не просто так, а по концепции, разработку которой лично курирует вице-мэр Дмитрий Разумов. В феврале 2011 года, по его словам, должен быть объявлен конкурс на её разработку. Создание документа обойдётся бюджету города в сумму около 2 млн. рублей.
– За месяц мы концепцию сделаем, – считает вице-мэр. – И тогда уже к апрелю у нас будет чёткая картина с маршрутами и точным количеством подвижного состава. В том числе будут оговорены вопросы, связанные с остановочными пунктами, скоростью движения и используемым топливом.
Впрочем, самые масштабные изменения, по его словам, коснутся прежде всего количества перевозчиков. Сегодня по Иркутску передвигается около 1800 единиц коммерческого и муниципального транспорта. К 2012 году его численность должна сократиться более чем в два раза и составить от 800 до 600 единиц. «Приоритет, – говорит Дмитрий Разумов, – будет отдан муниципальному транспорту. В том числе мы планируем увеличить долю перевозок трамваев и троллейбусов». Помимо этого власти города намерены убрать дублирующие маршруты, которые создают дополнительную конкуренцию между частными перевозчиками, а также мешают развиваться муниципальному транспорту. Таким способом, к примеру, планируется поддержать троллейбусный транспорт, работа которого сегодня является убыточной.
Отрицательно сказаться на качестве передвижения пассажиров предстоящие изменения, по словам властей, не должны. Напротив, помимо повышения безопасности дорожного движения и освобождения улиц от лишнего транспорта, в мэрии надеются решить ещё и экологическую проблему. По словам начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации города Екатерины Бояркиной, Иркутск вот уже около 10 лет входит в 45 городов России с высоким уровнем загрязнения воздуха, основным источником которого являются автомобильные выхлопы. «По последним данным, на некоторых улицах, к примеру Лермонтова, Сухэ-Батора и других, уровень загрязнения в 2-3 раза выше, чем в среднем по России», – рассказала она.
Интересно, что сокращать вредные выбросы в мэрии планируют не только путём уменьшения количества общественного транспорта, но и за счёт перевода остального подвижного состава с бензина на газ. По словам Дмитрия Разумова, этот вариант также будет рассмотрен и оценён в концепции. По предварительным данным, использоваться для этих целей будет газ одного из месторождений на территории Усть-Удинского района Иркутской области.
Сами перевозчики новость о возможном сокращении количества общественного транспорта встретили без энтузиазма. В ассоциации транспортных предприятий города считают, что основная цель предлагаемых изменений – повысить доходность муниципального транспорта.
– Меня в данном случае беспокоит судьба не только перевозчиков, но и пассажиров, – делится мнением заместитель председателя ассоциации Алексей Колмаков. – Пока, как мне кажется, предлагаемые изменения движения городского транспорта их интересы не учитывают. Жители города уже привыкли, что они могут выйти на остановку и в течение 5–7 минут сесть в нужный автобус или маршрутку. То, в каких условиях они порой вынуждены ездить, это другой вопрос.
По мнению Алексея Колмакова, решать проблему безопасности и качества дорожного движения в городе надо не за счёт сокращения числа перевозчиков, а другим способом. Специалисты считают, что если количество общественного транспорта уменьшить в предлагаемых мэрией размерах, то это в первую очередь спровоцирует очереди на остановках и серьёзные проблемы с передвижением. «Хотя небольшое сокращение общественного транспорта, в пределах 10%, городу сегодня не помешало бы», – полагает он. Кроме того, считают в ассоциации, проблемы с передвижением пассажиров надо решать точечно в отдельных районах города, к примеру на Синюшиной горе, а также в микрорайонах Радужный и Юбилейный.