Как бы памятник
Фанерного казака-первопроходца на время вписали в иркутский пейзаж
В минувший четверг, когда на улице было минус 32 градуса, в Иркутске на Нижней набережной группа людей колдовала вокруг странного сооружения. Издалека сквозь клубы морозного тумана казалось, что прямо над рекой парит раскачивающийся призрак. Если бы не подъёмный кран, то точно можно было испугаться. Призрак оказался при приближении фанерным. Над городом шевелилась огромная фигура иркутянина-первопроходца. Люди в шубах и пальто оказались москвичами – «творческим коллективом создателей» памятника. В этот день скульптор Михаил Переяславец и архитектор Юрий Волчок, презрев мороз, провели натурные испытания силуэта будущего бронзового первопроходца. То есть попросту «примерили» его к городу.
Когда мы подходили к месту, первопроходца весом около 200 кг уже разбирали. Мужчины, которым пришлось удерживать за «ноги» или за «постамент» шевелящегося на ветру казака, уже изрядно замёрзли. Творческий процесс, когда на улице мороз за тридцать, протекает неимоверно быстро. Коллектив скрылся в бытовке, где под бутерброды и водочку обсуждал удачную попытку вписать памятник в архитектурную среду Нижней набережной. Фанерный силуэт, в котором смутно угадывалась фигура человека, готовился около двух недель компанией «Спектр», рассказал иркутский скульптор Евгений Ставский.
– То, что сейчас происходило, это только маленький этап изготовления памятника, – рассказал нам улыбающийся руководитель отдела отечественной и зарубежной архитектуры новейшего времени НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН Юрий Волчок. Он кутался на морозе во что-то зимнее, но лёгкое и творческое. Наверное, и примеры потому были тоже о тёплом. «Для того чтобы сшить хорошее пальто, нужно сделать выкройку, найти ткань, пришить пуговицы, – рассказал он. – Вот так примерно и с памятниками. Натурное испытание нам было необходимо, чтобы правильно определить масштаб, размер памятника. Мы очень нервничали. Самая серьёзная скульптурная, да и архитектурная ошибка, когда получаются случайные неудачные ракурсы. Обрубленная фигура всегда плохо смотрится. Памятник должен сохраняться и видеться целиком глубоко в город. Для нас это было очень важно».
Первоначально памятник должен был стоять в другом месте – у обреза улицы Сухэ-Батора, чтобы он как будто делал шаг за красную линию, выходя в город. Но потом выяснилось, что это сделать нереально – власти не захотели ставить тяжёлую фигуру над теплотрассой. «Пришлось углубляться, а как только мы стали это делать, то выяснилось, что первопроходца надо поднимать, – рассказал Юрий Волчок. – Сегодня мы убедились, что ошибки нет. Размер подходит».
«Композиция памятника первопроходцам Иркутска» гласит, что казак в бронзе будет отлит один, высота его 4,5 метра. Имён никто не называет, но по логике это должен быть Яков Похабов. Стоять казак будет на постаменте из светлых сортов гранита, или местного камня, символизируя собой «античность» Иркутска. Постамент поднимут над тротуаром на полтора метра. Основание будет в 2-2,5 раза ниже. «Постамент буквально врыт в земляной природный холм», – говорится в описании, что должно символизировать «неизбежные трудности, выпавшие на долю первостроителей».
Казак-основатель как бы «единовременно прощается с прошлым» путешественника и воина, бросая последний взгляд на реку, и смотрит в перспективу – на будущий город. За день до натурных испытаний руководитель штаба по подготовке к юбилею города Игорь Борисов рассказал, что стоимость будущего памятника составляет 25,8 млн. рублей. Конкурс на выбор организации, которая займётся его созданием, был проведён ещё в октябре 2009 года. Победителем в нём стала творческая группа во главе с архитектором Михаилом Переяславцем.
У автора уже есть рабочая модель памятника первопроходцу. Высотой она чуть более метра. Сейчас её предстоит увеличить на заводе. Это самая сложная стадия. «Вы сегодня видели только плоский силуэт, – рассказал Юрий Волчок. – А ведь он будет в объёме – лицо, уши, нос. И это мы по отношению к нему будем маленькие и смотреть будем снизу вверх. Очень важно этот ракурс поймать, чтобы он идиотом снизу не смотрелся. Процесс увеличения очень интересный, приезжайте на завод, получите большое удовольствие».
– Это целое дело, – вступил в разговор Михаил Переяславец. – Каждая часть памятника отливается отдельно, а потом на месте они свариваются. Скорее всего, мы повезём первопроходца в Иркутск целиком, он вполне должен уместиться в железнодорожный вагон. Возможно, какие-то отдельные детали – ружьё, саблю – уже здесь придётся приваривать.
Сразу после натурных съёмок первопроходца москвичи поехали к закладочному камню памятника декабристам, что у 130-го квартала. «У нас в Иркутске по декабристам довольно много работы», – деловито потирал руки Юрий Волчок. В среду на встрече с представителями пищевой промышленности по вопросу 350-летия Игорь Борисов заявил, что в Иркутске установят памятник Марии Волконской. Автор всё тот же Михаил Переяславец. Кто-то из коллег, узнав это обстоятельство, язвительно заметил, что «для Иркутска Переяславец может стать как Церетели для Москвы», обратив внимание на востребованность скульптора, которому принадлежит авторство памятника Александру Вампилову. «Мэр сказал, что это не обсуждается, первый памятник, который будет стоять, – это княгиня, – сказал Юрий Волчок. – Есть конкретное место – в старом скверике у переулка Волконского. Волконская сейчас уже пошла на увеличение. Она будет компактной, но побольше человеческого роста. Так мы решили, поскольку скульптуры в человеческий рост смотрятся убого». Известно, что интерес к княгине Волконской уже успел проявить один иркутский бизнесмен, который решил не только потратить на памятник необходимые 17 млн. рублей, но и в дальнейшем заниматься содержанием сквера в переулке Волконского, в котором он будет установлен.
А на месте закладочного камня творцы мечтают поставить декабристов. Скорее всего, к 350-летию города это сделать не удастся, сокрушается Юрий Волчок. Но работы уже ведутся в мастерской Переяславца. Однако у декабристов есть конкурент. Вернее, конкурентки – их жёны. И тема Церетели неожиданно вернулась: губернатор области Дмитрий Мезенцев ещё в сентябре заявил, что провёл переговоры с Зурабом Церетели. В СМИ по-явилась информация, что скульптор вроде бы рассматривает вопрос об установке в городе памятника 15 жёнам декабристов. Журналисты тут же начали выяснять у Юрия Волчка, какой из памятников всё же будет украшать Иркутск. «Я что-то ничего не пойму: это что же, вы спрашиваете про церетелевских этих барышень? Тогда я можно слово скажу? – тут же завёлся архитектор, чувствуя дыхание конкурента, и творческий коллектив взорвался от хохота. – Какое отношение этот памятник имеет к декабристам и их жёнам? Декабристов в этом районе было всего пятеро, которых Михаил Владимирович (Михаил Переяславец. – Авт.) и вылепил. Это вполне исторические персонажи с именами, фамилиями. Зачем им пятнадцать жён на пятерых? Это не по-христиански».
Авторы напомнили, что около пяти лет назад Церетели этот памятник сделал и Иркутску уже предлагал, но власти города отказались. Потом скульптор пытался отдать творение в Улан-Удэ, но там тоже почему-то не получилось. Когда объявили конкурс на декабристов, Церетели выставлялся со своим памятником, однако потом снялся. После этого появилась информация о переговорах с губернатором. «За два месяца многое могло измениться», – загадочно сказал Юрий Волчок. Впрочем, опрошенные «Иркутским репортёром» эксперты уверенно заявили, что Церетели не предлагал «жён декабристов» ни Иркутску, ни Улан-Удэ, в силу чего никто от памятника и не отказывался. В городском конкурсе президент Академии художеств тоже не участвовал.
В следующий раз авторский коллектив появится в нашем городе, «когда тепло будет», то есть в марте. К этому моменту фигура первопроходца должна быть уже увеличена. «Нам надо договориться, каким будет постамент. В этот раз удалось убедить мэра, что камень должен делаться на иркутском заводе», – пояснил Юрий Волчок. Хотя работа над памятником уже идёт, у жителей города по-прежнему есть возможность поучаствовать в его создании. Впрочем, исключительно финансово. Взамен через год они получат не только сам памятник, но ещё и табличку, на которой будет написано, что он создан на средства горожан. «Есть такая фраза: актёры и проститутки жалуются на одно – что их работе мешает самодеятельность, – заметил, прощаясь, Юрий Волчок. – То, что делаем мы, может нравиться или не нравиться. Но самодеятельностью это назвать нельзя».