Милость сердца
При Ивано-Матрёнинской больнице возрождён институт сестричества
Маленький деревянный храм во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской появился во дворе иркутской Ивано-Матрёнинской больницы 10 лет назад. Больницу и церковь сразу связало множество тонких, невидимых ниточек, и за каждой – человеческие судьбы: исцеления и трагедии, боль и радость. Сегодня они не только соседствуют, но и сотрудничают. Вот уже год, как приход храма строит приют для отказных и брошенных детей. Опекать приют церковь и больница надеются вместе.
«Немного солнца в холодной воде»
Сначала при храме появилось православное сестричество. Наверное, так и должно было быть, ведь трудно жить спокойно, зная, что за соседней стеной страдают дети. Однажды после службы настоятель храма отец Александр Василенко будничным голосом объявил, что приход набирает сестёр милосердия. Благо, что среди прихожан появились врачи Ивано-Матрёнинской больницы. Вот и сестричество стала курировать неонатолог Наталья Андреева.
Закончив специальные медицинские курсы, организованные при больнице, сёстры от-правились на передовую, в самое пекло. А как иначе назвать палаты «Матрёшки», где лежат больные отказники, найдёныши без документов, без роду-племени? Удивительно, но из первого набора только три человека оставили своё служение, да и те по серьёзным причинам. На их место пришли новые люди. За четыре года сестричество выросло до 40 человек, и на подходе совсем молодые девчонки. Но сколько бы их не было, всё равно людей не хватает. Кто-то работает полдня, кто-то вечером, в свободное от работы время. Ведь у женщин свои семьи, а спасать мир, зная, что у тебя дети без присмотра, тоже не годится.
Сёстры по-прежнему обязательно проходят начальные медицинские курсы, а параллельно – «основы православия». «Общаясь с кем-то, они должны уметь объяснить, кто такие, почему трудятся в больнице, – говорит отец Александр. – Цель их труда – не деньги, не слава и даже не какие-то благородные порывы. Они несут сострадание и милосердие людям во имя Христа. Это главное».
Прийти в сестричество может каждый. Но не каждого возьмут. «Ответственность очень большая, мы должны быть уверены в человеке, которому доверяют детей», – говорит отец Александр. Сёстры проходят обряд посвящения и после принесения присяги надевают специальную форму – снежно-белый фартук и косынку. Так для них начинается дело всей жизни, которое не заканчивается уже никогда.
– Снять с себя эту форму уже нельзя? – интересуюсь у отца Александра.
– Можно, – говорит батюшка и предупреждает: – Но лучше этого не делать. Лучше брать и нести до конца.
Брать на себя и нести чужие страдания трудно. Труднее, чем кажется. Поначалу, на энтузиазме, ещё ничего. Но потом, когда пройдёт чувство новизны, всё станет привычным и крылья за спиной опускаются, – вот тогда становится по-настоящему тяжело. Мне хотелось спросить, что же им помогает справляться, какую такую радость чувствуют эти женщины, которая вновь и вновь заставляет их преодолевать свои человеческие слабости и через «не могу» ехать к больным детям, старикам, инвалидам, чтобы ухаживать, утешать, мыть, гулять, убирать грязь. Они ведь не только в «Матрёшку» ходят, но и в другие больницы. Однако от встречи сёстры отказались, что вообще-то редко случается в журналистской практике, особенно если написать хочешь что-нибудь хорошее. И я их поняла: добро нужно творить так, чтобы «правая рука не знала, что делает левая».
– Для больницы сёстры просто неоценимая помощь, – говорит заместитель главного врача Ивано-Матрёнинской больницы Татьяна Белькова. – С отказниками находятся круглосуточно, если нужно, гуляют с ребятишками, играют, занимаются. Кроме них это делать просто некому. Тем более бесплатно.
Не последний приют
Настоятелю храма отцу Александру Василенко встречаться с прессой приходится в любом случае, потому что это шанс озвучить нужды прихода. А они значительны. За несколько лет приход построил в Пивоварихе храм Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь строит при храме приют для брошенных и отказных детей. Сама жизнь заставляет это делать. Отказники, попадая в Ивано-Матрёнинскую больницу, иногда задерживаются в ней надолго, и вовсе даже не по медицинским показаниям. Просто приюты и детские дома области переполнены и детям приходится ждать, когда для них освободится место. Девать их на это время некуда, вот и остаются в больнице. Особенно тяжёлой ситуация становится после социальной операции «Семья». Недавно прошла информация о том, что в ноябре в больнице находилось около 70 детей до трёх лет.
Больница, конечно, не то место, где должны жить дети. Именно для них отец Александр и его сёстры строят приют в Пивоварихе. Наверное, символично, что он появится именно здесь, рядом с местом массовых расстрелов. Овраг за Пивоварихой – это же иркутская Голгофа. Звучит ужасно, но это правда: детям, которые не нужны собственным родителям, которые не помещаются в государственных приютах, им самое место – здесь. Знаете почему? Потому что они тоже жертвы катастрофы, которая произошла в головах их родителей. В наших головах. В общем, сюда хорошо приезжать, чтобы осмыслять историю своего народа.
– Ну почему бросают детей? – я не выдерживаю и задаю священнику вопрос, который можно было и не задавать.
– Почему сегодня дети брошены, почему наркомания, пьянство… Посмотрите по сторонам, что происходит со страной и с людьми. Вы много знаете счастливых браков? Я же священник, я исповедую людей, и детей в том числе. Наверное, только священники знают, как трудно живут наши дети на самом деле. Детям, которые один выходной проводят с папиной семьёй, а другой – с маминой, будет очень трудно построить собственную счастливую семью. Думаю, без Божьей помощи это сделать вообще невозможно.
– Почему же в церкви в таком случае так слабо развито социальное служение? Я имею в виду не ваш конкретный приход, а РПЦ в целом.
– Церковь делает что может. Нужно понимать один момент. Какой народ – такая и церковь, потому что церковь – это не храмы, это люди. Если людей, готовых служить, помогать, лечить, строить, нет, то ничего и не будет. Не верите церкви, ну так делайте хоть что-то доброе самостоятельно или идите в светские благотворительные организации. Только не надо думать, что кто-то придёт и всё сделает, что налогов будет достаточно, чтобы осчастливить всех сирот. У нас столько сирот не оттого, что мы бедные, а оттого, что попираем все духовные законы, оттого, что в нашем обществе оскудела любовь.
Например, мы строим приют. Но если бы вы знали, как трудно идёт финансирование. Наверное, со всего города от силы найдётся пять человек, которые нам помогают. Помощников мало, да ещё кризис подкосил людей. Дело даже не в деньгах. Просто что-то подорвалось в человеке, и получилось, что кризис произошёл в нас самих. Самыми верными помощниками все эти годы остаются прихожане, и наша церковная кружка – лучшая копилка. Слава Богу, нашлись и добрые люди, которые помогают, не считая денег. Но теперь мы в долгу перед ними.
– Если приход всё-таки осилит строительство, это будет большое дело, – говорит главный врач Ивано-Матрёнинской больницы Владимир Новожилов. – Когда он будет построен, конечно, мы готовы продолжать сотрудничество на новом уровне – предоставлять своих профессионалов, проводить диспансеризацию детей, делать всё, что в силах больницы. Но вообще, я думаю, им сегодня нужны помощь и поддержка.
Уже построены цоколь и первый этаж здания, общая площадь которого составит две тысячи квадратов. Отец Александр называет это не иначе как чудом. Фойе в виде круглой башенки, зимний сад, спортивный зал для ребятишек, просторные комнаты, игровые – всё это предусмотрено проектом. Приют рассчитан на пребывание как минимум 70 ребятишек. Смета проекта составляет 60 млн. рублей. На сегодня освоено 15 млн. Впереди – строительство ещё двух этажей. На зиму стройка заморожена из-за нехватки средств.
– После того как приют будет построен, основные силы сестричества, конечно, бросим сюда. Люди будут работать уже на постоянной основе, получать зарплату. Есть специалисты, персонал, есть сотрудничество с Ивано-Матрёнинской больницей, которая согласна опекать приют, – говорит отец Александр. – Для нас это главное.
– А вы потянете это дело организационно и финансово?
– Будем стараться. Сейчас же вытягиваем. В конце концов, когда возникало сестричество, никто и подумать не мог, что из этого получится. С Божьей помощью всё возможно, а ничего не делать мы просто не имеем права.