Не ждём перемен
Две трети россиян предпочитают демократии стабильность
В начале 2010 года Евросоюз объявил конкурс креативных студенческих проектов. Студенты ИГУ посвятили свой проект Байкальску, в частности, идее консолидации в этом городе административных, политических, экономических и социальных усилий.
Как ни строили молодые люди идеальную модель взаимопонимания и взаимодействия в теории, на практике всё больше сталкивались с абсолютным нежеланием прислушиваться к доводам и аргументам разных – притом не всегда противоборствующих – сторон. Эта студенческая история и несколько подобных сподвигли взрослых учёных мужей объединить научный потенциал философского, политологического, географического обществ, историков и педагогов, чтобы в конце года провести в Иркутске Всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы социальной и административной консолидации Сибири».
Конференция в Иркутске прошла сразу после Международного политологического форума в Москве и перекликалась с ним в вопросах развития политического процесса в России. Политологи сегодня убеждены, что модернизация любых проектов не будет успешной, если каждый россиянин не увидит в переменах перспектив для себя лично, а потом и для общества. По мнению многих политологов, сейчас единственный игрок на политической арене – государство, которое вырабатывает стратегию развития без учёта политической ситуации. Только 7% россиян связывают улучшение ситуации в стране с демократией.
Говоря о модернизации, государство не учитывает, что 70% населения мечтает о стабильности, а значит, не хочет перемен. В стране сегодня нет общепризнанных праздников, отсутствует национальная идея. На политическую арену скоро выйдет «поколение безвременья», то есть молодые люди, рождённые в 90-х годах прошлого века. Опросы показывают, что 80% из них не видят для себя перспектив в российском государстве. Поэтому, говоря об экономической модернизации и политических акцентах, нужно учитывать гуманитарную составляющую проблем.
Региональные политические выборы в Иркут-ской области стали отдельной темой обсуждения на конференции политологов в Москве. По их убеждению, выборы показали не только нежелание народа поступать «по указке», но и преобладание человеческих мотивов над политическими. Сегодня общество готово выбирать грамотного специалиста вне зависимости от его партийной принадлежности. «Обсуждая любые проблемы общества, нам в современных условиях необходимо учитывать гуманитарную повестку дня», – убеждён доктор исторических наук, и.о. декана исторического факультета ИГУ Юрий Зуляр.
«Проблема современного образования – в его неадекватности социальной реальности. Школа, к сожалению, не учитывает совсем или учитывает не в полной мере влияние на человека рыночных отношений, глобализации, технократичности общества, изменившихся коммуникаций. Реальность меняется, и вместе с ней должна меняться школа. Ведь ещё социолог 19 века Макс Вебер призывал к постоянному расколдовыванию социальной реальности», – отметил в своём выступлении доктор философ-ских наук, директор Иркутского государственного педагогического колледжа № 1 и руководитель секции «Инновации в образовании» Виктор Колесников.
В круг наших понятий не входит современное видение процессов, а, по мнению учёного Сергея Капицы, не понимая сути изменений, нельзя создавать новое. Суть образовательной ситуации такова, что коллективное сознание уступило место массовой индивидуализации и эгоцентризму. Индивидуальное человеческое «я» одержало победу над коллективным «мы». Современный человек болезненно реагирует на посягательство на личное пространство; замкнувшись на себе, не может себя реализовать. К тому же между индивидом и обществом большую роль играют такие посредники, как мегаполис, эрзацкультура. Да и такое широкое включение в мир, которое даёт Интернет, заменяет реальную жизнь виртуальной.
Информационные и этические революции изменили психосоматическое состояние человека. Конечно, и роль педагога кардинально меняется. Он не может просто объяснять свой предмет. На примере даже физики и математики учителю нужно объяснять гуманитарные ориентиры. Именно гуманитарное образование в широком понимании поможет человеку стать личностью, то есть самому выбирать перспективы в жизни, быть способным к творчеству, а в итоге проявлять андрологические качества. Андрология всё чаще обсуждается современными философами и трактуется ими как способность человека по своей инициативе и под личным наблюдением развивать всю жизнь.
Андрологизация общества – это новый уровень социального института, идеальная модель, которая всё-таки может быть достигнута гуманитарным человеком. Чтобы шаги в этом направлении имели практический смысл, нужно обновить науку о человеке, осмыслить процессы информатизации и предоставить возможность всем педагогам получить современные гуманитарные знания. И если сегодня андролог – это педагог для взрослых, то завтра он станет педагогом и для себя.