Под стук колёс
Губернатор придумал, как создать пригородную компанию
«Позиция областного правительства по созданию пригородной пассажирской компании неизменна: она должна создаваться», – заявил вчера на сессии Заксобрания губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Однако глава области предложил принципиально иной вариант учреждения компании, чем видит это ВСЖД. Железная дорога предлагает сторонам внести в уставный капитал по 100 тысяч рублей и оставить за РЖД 51% акций, тогда как области отдать 49%. Дмитрий Мезенцев заявил, что региону будет невыгодно выкупать у дороги изношенный подвижной состав. И предложил области вложиться в компанию «сотнями» миллионов в виде нового состава, тем самым получив гарантированное управление.
Конфликт развивается уже третью неделю. С момента подписания на Байкальском экономическом форуме рамочного соглашения о создании Байкальской пригородной пассажирской компании ВСЖД написала в адрес правительства Иркутской области 23 письма о необходимости движения дальше, сообщил вчера на сессии Заксобрания вице-спикер ЗС Геннадий Истомин, но ответ не был получен ни по одному письму. Отзыв сразу на все письма дал вчера сам губернатор Дмитрий Мезенцев. Он сообщил, что замгубернатора Валерий Гребенников получал от ВСЖД письма с датами 17,18, 19, 20 сентября с одинаковым текстом: «Просим вас заключить соглашение о создании пригородной пассажирской компании». То, что «Серый дом» не давал ответов на эти запросы «с такой же формальной последовательностью», Дмитрий Мезенецев объяснил только исключительно интересами дела и уважением к ВСЖД. Из уважения к дороге губернатор с 1 декабря провёл несколько оперативных рабочих групп, исследуя проблему. И наконец вынес своё аргументированное решение на сессию.
Напомним, что в 2008 году на компенсацию ВСЖД по пригородным перевозкам в бюджете было заложено 183,5 млн. рублей, в 2009 – 227,5 млн. рублей, в 2010 году – 100 млн. рублей. Это, как и задержка с созданием пригородной компании, вызвало две недели назад бурный всплеск эмоций со стороны дорожников. Они требовали пополнить расходы бюджета цифрой в 935 млн. рублей, расходы подтвердила и региональная служба по тарифам. Губернатор поспешил успокоить крупного налогоплательщика, заявив, что 100 млн. рублей – «сумма, заложенная условно и на начало года». Не исключено, что она будет корректироваться в сторону увеличения.
Однако запрос в 935 млн. рублей правительством «в такой форме принят быть не может», заявил губернатор. Глава области напомнил, что в следующем году из федерального бюджета субъектам на поддержку вновь создаваемых пассажирских компаний выделяется 25 млрд. рублей, а это означает, что федерация понимает, что создание пригородных компаний и выведение в них убыточных перевозок не под силу региональным бюджетам. Регионы уже подали заявки примерно на 42 млрд. рублей. Иркутская область запрашивает 942 млн. рублей, сообщил Дмитрий Мезенцев, ВСЖД направила свой запрос на сумму более миллиарда рублей. Регион находится на втором месте среди просителей по объёму заявленных субсидий.
При этом губернатор предложил ВСЖД обратить внимание и на качество собственного финансового менеджмента. Сегодня ВСЖД имеет одну из самых больших стоимостей вагонокилометра в России. Более дорогие перевозки в «Экспресс-Приморье» и в «Омск-Пригороде». В Иркутске это 49 рублей 42 копейки, в Омске – 50 рублей 34 копейки, в «Экспресс-Приморье» – почти 70 рублей. Волгоград – 36 рублей, Алтай – 41, «КрасПригород» – 40 рублей. Это, по мнению губернатора, серьёзный повод для железнодорожников подойти принципиально по-новому к оценке собственной работы. Впрочем, депутат Игорь Милостных напомнил, что все названные компании уже не входят в состав РЖД и цены в них заведомо ниже. Он заявил, что лучше бы было оценить суммы после создания новой компании в Иркутской области.
«Железная дорога сама пока не в полной мере имеет жёсткую отчётность, которая бы показала, сколько конкретно пассажиров перевозится в течение года, – сказал губернатор. – Мы также не в полной мере пока имеем информацию по логистике перевозок и оптимальным составам поездов». Со слов губернатора, после проведённых совещаний «было понятно, что они (ВСЖД. – Авт.) согласны, что гарантированного отчёта и гарантированных цифр» по перевозкам льготных пассажиров пока нет.
Депутат Антон Романов не исключил того, что ВСЖД может попытаться получить 935 млн. рублей за перевозки 2010 года через суд. «Иски можно подавать о чём угодно, – заявил заместитель губернатора Иркутской области Валерий Гребенников. – Надо доказать, из чего возникли убытки дороги в 935 млн. рублей. Если это было на основе заключённого договора, в котором есть методика расчёта убытков, да, это возможно. Если договора нет, то дорога должна сама доказать, что эти убытки были». Губернатор отметил, что ВСЖД пока не сумела чётко показать, на основании чего получился рост пассажиропотока в 3,5 раза с 2009 по 2010 год. Своё недоумение глава области высказал и региональной службе по тарифам, которая подтвердила именно этот расчёт убытков ВСЖД.
При этом Дмитрий Мезенцев ещё раз повторил фразу «Позиция областного правительства по созданию пассажирской компании неизменна: она должна создаваться». Впрочем, как она должна создаваться, у правительства и ВСЖД пока разные мнения. Дмитрия Мезенцева «насторожили» предложения, поступившие от дороги. Обе стороны, по этой версии, вносят в уставный капитал нового акционерного общества по 100 тысяч рублей. При этом 51% принадлежит РЖД, 49% – Иркутской области. «Это нам не кажется оптимальным», – сказал губернатор. Третий этап реформирования РЖД предусматривает наделение новых, создаваемых совместно с регионами, пригородных компаний имуществом, которое сейчас находится на балансе РЖД. По сути дела, это «выкуп уже изношенного подвижного состава в собственность вновь создаваемой компании», считает глава области, что неприемлемо.
Дмитрий Мезенцев сослался на информацию ВСЖД, которая гласит, что полный состав из 10 вагонов стоит около 100 млн. рублей. Сейчас на дороге 438 вагонов, которые обеспечивают пригородные перевозки. В связи с этим губернатор предложил «принципиально другой вклад» правительства: не отдавать в уставный капитал 100 тысяч рублей, так как после внесения ВСЖД в УК имущества область получит «десятые доли процента внутри компании». Губернатор считает, что стоит рассмотреть вопрос вклада области в размере «сотен миллионов рублей», обновив пассажирский подвижной состав. Это позволит региону иметь «гарантированное управление» компанией. Данное предложение депутатами было встречено с осторожностью. Юрий Фалейчик усомнился в том, что такая схема будет рентабельной, поскольку придётся помимо состава иметь и свои обслуживающие институты, к примеру, ремонтное депо.
Геннадий Истомин напомнил, что процесс учреждения компании займёт не менее полугода. И высказал опасения, что за эти полгода ВСЖД может выставить региону счёт более чем в 400 млн. рублей за продолжение получения убытков за счёт перевозок. Губернатор сообщил, что 28-29 декабря в Иркутской области будет работать первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. Дмитрий Мезенцев обещал, что все вопросы, которые «можно разрешить в рамках переговорного процесса», будут разрешены. К этому моменту минфин региона должен иметь «чёткое понимание» объёмов средств, выделяемых из федерального бюджета. Помочь в экономическом обсчёте создания компании Мезенцев попросил ректора Санкт-Петербургского госуниверситета путей сообщения Валерия Ковалёва и профессора Анатолия Зайцева, который тоже может приехать в Иркутск. Дмитрий Мезенцев призвал все заинтересованные стороны работать над вопросом, чтобы 29 декабря подпись под документом о создании компании «была поставлена».