Очень важные должники
«Сибирский энергетик» изучал психологию должников Ангарского водоканала
Принято считать, что «злостные неплательщики» – это безработные и прочие сирые и убогие. Наблюдение за теми, кто в декабре спохватывается, чтобы «не входить в новый год с долгами», это мнение опровергает: по полгода, а то и по году за воду не платят вполне обеспеченные граждане — со стабильной работой, приличной одеждой и нестарыми машинами.
В Ангарске в списке должников Водоканала есть и руководители предприятий, и сотрудники администрации, и Почётные граждане Ангарска, и другие важные персоны, которым и напоминать-то о долгах как-то неудобно. Если верить многолетней статистике платежей, вип-должники не копят долги по нескольку лет, а просто, «подкредитовываясь» у Водоканала в течение многих месяцев, платят за воду раз в год — сразу по две, пять, семь тысяч рублей. А Водоканал, которому нужно своевременно расплачиваться с поставщиками, вынужден нести штрафные санкции по договорам и расплачиваться за необязательность ангарчан срывом части своей инвестиционной программы.
Если так ведут себя люди, занимающие ответственные должности, которые должны бы радеть за городской бюджет и финансовую стабильность муниципальных предприятий, то что уж говорить о других горожанах. Понятно ведь: в январе денег нет после праздников, в феврале-марте можно вздохнуть посвободнее — но уже нужно готовиться к дачному сезону или копить на отпуск; в августе нужно детей в школу собрать, осенью – к зиме одеться-обуться… Вот и выходит, что вовремя за воду заплатить ну никак не получается. И хотя залить полный бак бензина в машину стоит в разы дороже, чем заплатить за всю семью за воду, бензином машину заправляют регулярно, а вот за воду платят раз в год. Тарифы на тепло и ГВС таковы, что за них предпочитают не накапливать долги, а платить регулярно. С холодной же водой одна и та же история повторяется из года в год: пики платежей приходятся на март–июнь и октябрь–декабрь. В новый год люди стараются войти без долгов, поэтому к декабрьскому «пику» в Ангарском водоканале давно привыкли. Ни ежемесячно рассылаемые ангарчанам напоминания, ни приём платежей через терминалы Сбербанка (заплатить и с карты, и наличкой можно круглосуточно и без комиссий) не помогают: люди предпочитают копить долги. Многие управляющие компании Ангарска начисляют пени за несвоевременную оплату своих услуг, Водоканал же пока практически кредитует своих должников беспроцентно.
– В этом году мы планировали приобрести щиты управления для автоматизации канализационно-насосной станции, – говорит директор МУП «Ангарский водоканал» Галина Рудникова. – Планировали приобрести, но пока не приобрели – именно из-за нехватки оборотных средств. Не смогли заняться диспетчеризацией районных насосных станций; не всюду, где собирались, заменили запорную арматуру, сократили объёмы реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения.
У жителей других городов возникнет вполне понятное недоумение: как так может быть, что за одни коммунальные услуги ангарчане платят в срок, а плату за другие месяцами откладывают? Тем, кто получает все коммунальные услуги по одному договору с управляющей компанией, представить такое сложно. В Ангарске же с 1996 года с каждым поставщиком коммунальных услуг у каждого квартиросъёмщика или владельца квартиры есть свой прямой договор; большинство ангарчан имеют с управляющими компаниями договоры только на содержание и эксплуатацию жилья. У кого в папочках, а у кого уж и не вспомнить где хранятся по пять «коммунальных» договоров: с Горгазом, с Водоканалом, с теплосбытовой компанией, с электросетями и с управлением водоканализации ОАО «АНХК», которое чистит стоки городской канализации. И хотя заплатить за все коммунальные услуги можно «в одно окно» в кассах большинства управляющих компаний, на почте и в Сбербанке, необходимость каждый раз заполнять стопку квитанций многих «напрягает». Ещё одной причиной «оттягивания» становится опасение «просчитаться», самостоятельно определяя сумму своего платежа по показаниям счётчиков. Теоретически кассиры жилищных компаний и Сбербанка должны принимать показания от владельцев счётчиков и сами рассчитывать суммы к оплате, реально же чаще всего они просто дают «от ворот поворот» тем клиентам, которые не знают, какое последнее показание счётчика было оплачено. Сбившись однажды, люди по нескольку месяцев откладывают сверку платежей и показаний счётчиков – и платят только тогда, когда наконец выберутся в офис АТСК или Водоканала. Каждый месяц в те 10 дней, когда ведётся приём показаний водосчётчиков, специалисты Водоканала принимают 11 тысяч звонков – записывают показания и сообщают сумму к оплате. И хотя ежемесячно растёт число ангарчан, которые подают показания и получают акты сверки по электронной почте, среди них есть те, кто, узнав заветную цифру, оплачивать воду не спешат.
– У нас две категории злостных неплательщиков: те, кому платить нечем, и те, кому «некогда», – говорит начальник службы реализации Ангар-ского водоканала Наталья Наумова.
Экспресс-опрос работающих горожан показал, что это действительно так: большинство имеющих стабильные доходы ангарчан «не заморачиваются» и не «бегают каждый месяц», а «подкапливают» суммы и платят за несколько месяцев сразу.
– «Месяц в месяц» я плачу только за Интернет, – призналась мне одна из опрошенных. – Его ведь иначе отключат, а как без Интернета-то?
Несмотря на то, что уже есть технические решения, позволяющие перекрыть для отдельной квартиры доступ воды или отток стоков, не нарушая «неприкосновенности жилища», воду нам пока не отключают. А раз не отключают, при озвученном подходе платёжеспособного большинства суммарный долг ангарчан Водоканалу в октябре был равен сумме, которая начисляется всему городу за два месяца.
– По действующим во всей стране правилам предоставления коммунальных услуг злостными неплательщиками считаются те, кто задолжал более чем за три месяца. Про таких должников мы вывешиваем напоминания на подъездах – без фамилий, указывая только номера квартир и сумму задолженности. Недавно нам после такого напоминания должник погасил сразу 16 тысяч и сказал: «Когда в следующий раз на подъезде меня вывесите, тогда и заплачу». Звоним по вечерам – никаких автоинформаторов, только живое общение и личное убеждение. Но на всех должников уже ни сотрудниц, ни телефонных линий не хватает, в будущем году начнём использовать для напоминания о долгах технику.
Истребование долгов — работа кропотливая, времяёмкая и дорого обходящаяся предприятию. Фактически только работой с должниками: обзвонами, рассылкой напоминаний, составлением предсудебных претензий — в службе реализации постоянно заняты 11 человек. Деньги, которые могли бы пойти на улучшение качества воды или на повышение надёжности системы водоснабжения, уходят на зарплату тем, кто «дёргает» должников, не позволяя им забыть о долге. А ещё – на обучение их тому, как «дёргать» эффективнее: настольная книга начальника службы реализации – толстенный фолиант «Возврат долгов: практическое руководство по работе с должниками и управлению кредиторской задолженностью», а одна из сотрудниц только что вернулась с недешёвого семинара «Управление задолженностью в сфере ЖКХ: новое в законодательстве и технологии взыскания». Одна из идей, вынесенных с учёбы, – счета-напоминания скоро начнут отличаться друг от друга цветом штампа. Платежи идут в срок – штамп зелёный и «Спасибо», возникла задержка – штамп розовый и просьба погасить долг, долг свыше шести месяцев – штамп красный и надпись «Дело передаётся в суд».
Когда долг превышает полгода, юристы Водоканала готовят исковые заявления. После судей к делу подключаются судебные приставы: уже все понимают, что за коммунальные долги пристав может описать и холодильник, и телевизор, и шубу. Согласно Закону «Об исполнительном производстве» сотрудник ДПС вправе поставить автомобиль должника на штрафплощадку. О своём коммунальном долге есть риск вспомнить во время долгожданного отпуска: по представлению службы судебных приставов должника элементарно не выпустят из страны пограничники. Если должник накануне поездки опомнился и погасил долг, показывать квитанцию сотруднику погран-
службы в аэропорту бесполезно: ограничение выезда отменяется постановлением судебного пристава-исполнителя; документооборот службы таков, что от принятия этого постановления ангарским приставом до момента внесения соответствующих изменений в федеральную базу данных проходит около 20 дней.
– Понятно, что есть ситуации так называемой «мёртвой задолженности»; их доля – 5-7%. Когда в квартире из бытовой техники остаётся один электросчётчик, никакие судебные приставы не помогут. Но даже в, казалось бы, безнадёжных ситуациях люди находят деньги, если хотят продать или приватизировать квартиру. У нас было решение суда о невозможности взыскания с должников, задолжавших 36 тысяч рублей, но когда им потребовалось приватизировать квартиру, они быстро нашли деньги на то, чтобы погасить этот долг.
Места компактного проживания злостных неплательщиков Водоканала – пригородные посёлки Шеститысячник, Китой, Цементников. Там Водоканал намерен идти на крайнюю меру. Отключить воду в отдельной квартире технически сложно, зато закон позволяет жилищным компаниям и поставщикам электроэнергии отключать неплательщикам любых коммунальных платежей электричество. Отключить полподъезда хороший электрик может буквально за несколько минут. Эта мера уже опробована в нескольких кварталах центра города: электричество включали только тем, кто гасил долги и перед жилищниками, и перед Водоканалом, и перед электросетями. Мера оказалась очень действенной – остаться зимой без телевизора и стирать в темноте вручную мало кому понравится. Так что по мере договорённостей с управляющими компаниями электрорубильник станет средством ликвидации задолженности за воду и в других районах города. Ангарчанам, желающим «подкредитоваться» в Водоканале, придётся не только платить за воду, которая уже давно утекла, но и возмещать расходы энергоснабжающей организации по отключению и подключению электричества.