Участок номер один
Когда северный участок № 3 Сафроновского поля в Черембассе был закрыт, ввели в эксплуатацию участок горных работ № 1. Первую вскрышу и добычу на нём произвели 20 декабря 1965 года. Этот день стал днём рождения участка.
Почины, рекорды, соцсоревнования, досрочные пятилетки, красные знамёна, переходящие вымпелы – всё это было. На участке работали ударники труда, о которых знала вся страна. История его могла стать хорошим сюжетом для повести или даже романа на производственную тему (что сегодня, конечно, не модно). Вышли на пенсию первые работники участка, передав эстафету молодым и тоже достойным ребятам. Сегодня и они достигли зрелого возраста.
– Вот тут её монтировали, затем она начала вскрышу и пошагала дальше от заимки Стрелова. Эта уникальная машина принесла и участку, и разрезу «Сафроновский», и городу нашему всероссийскую известность! – рассказывал о первом вскрышном экскаваторе Михаил Ковальчук по дороге в забой участка № 1.
Всё было: наибольшая производительность, делегации дружественных стран, пресса со всего Союза, участие в ВДНХ, награды. За работой ЭВГ-35/65 № 1 наблюдали и в Министерстве угольной промышленности. Экскаваторов подобной модификации в СССР было всего три. Первая машина оказалась «везунчиком». Отработала на участке 33 года, перекрыв все возможные производственные резервы. За годы работы она вскрыла 192,718 тысячи кубов горной массы, за ней было добыто 65 млн. тонн угля.
И люди работали на этой машине, можно сказать, уникальные: депутат Верховного Совета, кавалер орденов Ленина и всех степеней «Шахтёрской Славы» Василий Смолянинов, Александр Сериков, Борис Чемезов и др. Об экипаже Серикова писал журнал «Огонёк», члены бригады стали участниками ВДНХ, в дар за ударный труд получили путёвки в Болгарию. В экипаж приезжали разные делегации, организовывались школы передового опыта. Когда экскаватор разрезали на лом, многие работавшие на нём не могли сдержать слёз.
Второй машине такой модификации повезло гораздо меньше. Она пришла на участок в 1990 году. Проработала всего 11 лет, вскрыла 41 млн. кубов горной массы и была сдана на лом как неэффективная.
В один из своих приездов домой, в Черемхово, космонавт Александр Полищук побывал на знаменитой машине и даже пытался ею управлять. Заметил, что на экскаваторе работать гораздо сложнее, чем управлять космическим кораблём.
Разные периоды вместе с угольным предприятием пережил первый участок: и когда добыча упала и экскаваторы ставились «за сетку» в резерв до лучших времен, и когда говорили, что черемховский уголь некачественный и никому не нужен, и ещё много неприятных моментов. И всё-таки иные времена с переходом к новому собственнику наступили. Для участка они стали благоприятными. Сегодня уголь нужен! Ритм ударных пятилеток остался в прошлом, и угля добывают ровно столько, сколько требует потребитель. На участке горных работ № 1 это 1,5 млн. тонн в год.
На участок начала приходить новая современная техника – немецкий, японский добычные комбайны, буровой станок; заменяется автотранспорт – поступили две «вахтовки», на подходе третья. Это, правда, на весь разрез, но участок не обижают.
Почти 40 лет на первом отработал кавалер трёх степеней «Шахтёр-ской Славы» Михаил Александрович Ковальчук. Начал с самой маленькой должности, затем стал помощником машиниста в экипаже своего отца. Учился. Прошёл много ступеней производственной лестницы, пока не дорос до начальника участка. На разрезе работают многие члены семьи Ковальчуков. Сегодня Михаил Александрович трудится в другой должности на угольном предприятии. Участок возглавляет молодой инженер Сергей Марченко. Он также прошёл служебную лестницу, начинал с помощника машиниста. В новой должности всего несколько месяцев. Михаила Александровича считает своим наставником.
– К креслу своему ещё не привык, – заметил в разговоре Марченко. – Наверное, не привыкну. Я постоянно «в поле», где работают люди.
Сегодня под его руководством трудятся 195 человек, в основном опытные, ответственные, влюблённые в горняцкую профессию. Это экипажи экскаваторов Михаила Мишукова, Владимира Мирошника, Виктора Гончарова, Виктора Валиулина, Сергея Лукьяненкова. Горный механик – одна из главных фигур на участке. «Он должен добиться, чтобы техника работала 24 часа в сутки», – сказал Марченко и назвал лучших механиков участка: старшего механика Константина Белобородова, электромехаников Александра Колотыгина, Андрея Бычкова, Григория Рыдного, Руслана Попова.
Если бы раньше сказали «героически», то сегодня можно утверждать, что коллектив работает стабильно. Немножко староват – средний возраст ближе к 50. Но в последнее время на участок стали приходить молодые ребята после института или горно-технического колледжа. Ещё об одном замечательном факте рассказали на участке: о преемственности. Рядом с отцами работают сыновья – Павел Гончаров, Артём Бычков, два сына Михаила Ковальчука.
– Уголь идёт хороший, – сообщает начальник участка, – хотя чистые пласты ещё пока не встречаются. Нареканий на качество тоже нет. Это очень хорошо. Хотя мы люди и чуть суеверные, годовой, думаю, завершим удачно. И, конечно, по традиции поставим ёлку или сосну, их вон сколько на отвалах растёт!
Памятную дату на разрезе – 45-летие участка – отмечать не будут, разве что в индивидуальном порядке или кто-то из ветеранов заглянет в альбом и вспомнит, как это было… Вот доживёт участок до 50 лет, тогда уж и будет полноценный юбилей.