«Нам надо субсидировать не компанию, а конкретных людей»
Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области к концу недели намерено пред- ставить губернатору проект закона о компенсации гражданам проезда в пригородном транспорте. В ведомстве считают необходимым коренным образом пересмотреть порядок субсидирования этого вида перевозок, изменив адрес получателя средств бюджета. Глава министерства Пётр Воронин ответил на вопросы «Конкурента» и пояснил, почему власти пришли к необходимости такого нововведения.
– Из чего сложилась цифра «935 миллионов рублей», которую заявляют в ВСЖД как необходимую для компенсации в 2011 году?
– Эту сумму рассчитала служба по тарифам как разницу между затратами и доходами, которые ВСЖД получит по пригородным перевозкам. А появилась она на основе методик, утверждённых руководством РАО РЖД. В соответствии с ней формируется структура доходов и расходов. Причём методика появилась только в 2010 году. А раньше железная дорога просто представляла данные о затратах, расходах и доходах так, как их видели сотрудники ВСЖД. Мы не считаем эти расчёты прозрачными и в связи с этим задавали вопрос, почему один вагонокилометр стоит у ВСЖД примерно в полтора раза дороже, чем у соседей. В деньгах это около 26 рублей. Высокая стоимость затрат говорит о слабой эффективности перевозок. Руководство ВСЖД изначально настаивало на компенсации 1300 миллионов рублей. Сейчас мы серьёзно смотрим на то, как бы нам субсидировать не компанию, а конкретных людей. Это непростая задача, потому что в принципе такого в Российской Федерации не существует. Но мы полагаем, что это должно хоть как-то стимулировать железнодорожников к более эффективной организации пригородных перевозок.
Нас упрекают в том, что мы затягиваем с созданием пригородной компании, поскольку предложения о её регистрации были даны ещё в мае. Но задолго до этого мы обращались к железной дороге с просьбой провести обследование пригородных маршрутов. Я полагаю, что железнодорожникам проще взять условно восемь вагонов и из Иркутска протащить до Черемхова. Но ведь мы же отдаём себе отчёт, что самое большое количество пассажиров будет ехать из Иркутска до Ангарска. Там и население самое большое, и потребности в миграции на этом участке больше. Но нас не слышат, когда мы говорим: давайте упорядочим движение, давайте сделаем, чтобы из Иркутска в Ангарск ходило в полтора раза больше вагонов, организуем стыковочные маршруты, или пусть электричка идёт из Ангарска до Черемхова, но только не восьмью вагонами, а двумя. Мы предлагали железной дороге провести такое исследование ещё в начале года. Если бы у нас было обследование маршрутов, мы бы более спокойно и с пониманием относились к заявленной цифре предполагаемой суммы затрат.
По данным ВСЖД, для того, чтобы уравновесить доходы с расходами, нам нужно на 216% увеличить стоимость перевозки. Думаю, нам надо переходить на субсидирование конкретных работающих граждан, имеющих низкий доход, у которых по долгу службы есть постоянная потребность к переездам. И тогда уже пригородная компания сможет поднять цены. У нас сегодня самая низкая по СФО стоимость перевозки в третьей зоне – 29 рублей. В Бурятии – 40 рублей. Кстати сказать, проезд на автобусе в одну сторону стоит 70 рублей.
– Какой механизм предоставления субсидии на пригородный транспорт предлагается вашим министерством?
– Мы просто будем перечислять деньги гражданам, точно также как субсидию на ЖКУ. Человек для её получения должен будет представить в органы соцзащиты справку о доходах и справку с места работы, подтверждающую необходимость переездов. В своё время, введя адресную помощь по оплате коммунальных услуг, бюджет сократил расходы на субсидирование ЖКХ почти на 50%.
– Норма будет закреплена региональным законом?
– Да, конечно. Текст законопроекта будет представлен губернатору, вероятнее всего, до конца этой недели. Мы обязаны – на то власть и существует – защитить малоимущих. Но мы не обязаны, не разобравшись, компенсировать затраты коммерческой структуре. Мы говорим: давайте разберёмся в этих маршрутах, давайте приведём их в порядок. Безусловно, так как мы будем располагать 49% акций во вновь созданной пригородной пассажирской компании, обследование маршрутов будет проводиться. И мы будем работать над сокращением издержек. И добиваться более эффективно организованных перевозок.
– То есть вопрос о том, создавать или не создавать компанию, не стоит? Регион будет участвовать в этом проекте?
– Решение о создании компании принимает губернатор, он несёт ответственность за всё. Я считаю, что это решение необходимо. Компания должна появиться с 1 января. А уже в процессе мы должны отработать всё, что касается персонификации субсидирования граждан при пригородных перевозках. Конечно, железнодорожники выступают против такого подхода. Они ссылаются на то, что человек возьмёт субсидию, а сам поедет на маршрутке. Но это уже дело самого человека.