Путешествие за огнями Богучан
Слева наш автомобиль подпирала огромная рукотворная скала, справа, за дорожным ограждением, виднелась пропасть, а в ней – Ангара. Белое полотно дороги виляло, на миг вдали то показывая, то пряча башни кранов ГЭС. Мы приближались к плотине. Все знали, что ещё миг – и увидим гидроэлектростанцию. Каждый из нас привык к виду плотин: Братская, Усть-Илимская, Иркутская. Но никто и подумать не мог, что то, что ждёт нас через две-три секунды за ближайшим поворотом, поразит воображение до глубины души.
Дорога туда
Журналисты из Иркутска, Усть-Илимска и Братска решили объединиться и показать долгострой «без купюр». Точкой сбора объявили Братск. Усевшись поудобнее в «ГАЗели» и уложив поаккуратнее видео- и фотоаппаратуру, отправились к цели. Впереди нас ждали 350 км пути. Думали, часа три, максимум четыре и мы на месте. Не тут-то было! До нулевого километра трасса почти как в городе. После отрезок трассы в 190 км преодолевали 10 часов. Нашу машину мотало и бросало чуть ли не через каждый метр. Колдобины, кочки, рытвины. Приехав поздней ночью в Кодинск, никто уже не имел сил даже вглядываться в огни Нового Афона гидростроения.
Кодинск
Кодинск – маленький, но очень уютный и чистенький городок в 15 км от самой ГЭС. Пяти- и девятиэтажные дома. Населения едва ли тысяч пять наберётся. Практически все – участники стройки.
Мини-рынок – с десяток прилавков вокруг торгового центра. На каждом углу ночные магазины. Есть пара небольших ресторанчиков с достойными меню и не вполне демократичными ценами. Все дворы забиты личными машинами, в большинстве своём внедорожниками.
Утро, девять ноль-ноль. Город пустой – ни машин, ни прохожих. Не-привычная тишина. Все уже на плотине. Садимся в «ГАЗель» и едем. Выезжаем из Кодинска на федеральную трассу. С двух сторон дорогу подпирают заснеженные ели и сосны. Минут двадцать в пути.
Братчане на ГЭС
Рядом с плотиной расположились производственные площадки строителей. С десяток гектаров земли нарезано ровными квадратами, которые огорожены заборами, за ними – склады, цеха и краны предприятий. Мы въезжаем на территорию одной из самых уважаемых на строительстве компаний – Братского монтажного управления «Гидроэлектромонтаж». За воротами встречает начальник местного филиала ГЭМ Владимир Храбров. Он провожает нас в свой кабинет. Офисы находятся на втором этаже большого здания. В нём же цеха и обширные склады. Пока поднимались, увидели лишь пару человек.
– Все на объектах, – заметил наши взгляды Владимир Храбров.
Всего гэмовцев на плотине работает 40 человек. А общая численность строителей – 4000 человек. Маленькая крупинка из общего числа. Почему так мало?
– Сегодня на Богучанской ГЭС ведутся общестроительные работы. Плотина заливается бетоном. Основные монтажные работы ещё только начинаются. Поэтому до сих пор самый большой спрос на плотников-бетонщиков, – рассказывает Владимир Храбров. – А вот после Нового года начнутся основные электромонтажные работы. Сейчас пока идёт подготовка к ним.
– А чем же тогда занимается здесь ваша компания?
– Всё освещение, которое есть на плотине, провели мы. Кроме того, законсервировали трансформаторы, в следующем году начнём их монтаж. ГЭМ выиграл тендеры на поставку и монтаж электрооборудования. По нашему заказу в Германии заводом Sudkabel изготовлен уникальный кабель из сшитого полиэтилена. Сейчас мы его привезли на ГЭС и начали монтаж. Специально для этих работ сформировали отдельную бригаду, которая прошла обучение всем тонкостям монтажа уникального кабеля. Это высококвалифицированные электромонтажники и инженеры. Их работа штучная, тонкая, требующая основательной подготовки и большого опыта. Пока на плотине много их не требуется. А вот в следующем году мы планируем большой десант – порядка 200 человек. В 2011 году предполагается запуск первых гидроагрегатов. Уже сейчас готовится план собственного строительного городка. Он, по всей видимости, расположится неподалёку от плотины и будет иметь всю необходимую инфраструктуру.
Великая стройка
Пообедав в управлении ГЭС, наша группа отправилась на площадку консервации трансформаторов. Огороженные свежеокрашенным забором, под охраной стоят шестнадцать серо-голубых металлических гигантов размером с двухэтажный дом. Вес каждого – от 28 до 200 тонн. В 2009 году братчане приняли с речного пути семь, а в 2010-м – девять исполинов. До марта их необходимо сохранить в идеальном состоянии, поэтому они были поставлены на консервацию. В марте ГЭМ начнёт монтаж первых шести автотрансформаторов связи 500 кВ.
Погуляв между гигантами и запечатлев себя на их фоне, мы отправились на саму плотину.
Панорама строительства Богучанс-кой ГЭС оставляет неизгладимое впечатление. Длина её почти два километра, высота – 200 метров. С одной стороны она врезается в рукотворную скалу, с другой поддерживается валом из камней. Так здесь и делят ГЭС – на бетонную и каменно-набросную. Всё тело плотины буквально утыкано башенными кранами. В его основании, если смотреть сверху, как муравьи, копошатся люди и автомобили. Гул разнокалиберных моторов сливается в единый фон с металлическим стуком и звоном. Энергия многих тысяч людей и мощь техники, без преувеличения, чувствуются буквально кожей. Впечатление, что присутствуешь при чём-то очень важном, грандиозном, историческом… Наверное, то же самое ощущали комсомольцы, впервые увидевшие стройки Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС.
У сердца плотины
Вся плотина пронизана галереями. Без сопровождения гулять по ним затруднительно. Даже опытные строители не заходят в незнакомые коридоры. Кабель, тусклый свет временного освещения, серый бетон и вода у ног могут продолжаться сотни и сотни метров.
Буквально вплотную к самому телу плотины построен огромный железный каркас. Под ним идёт подготовка к запуску рабочих колёс. На гидроагрегате № 1 смонтировано рабочее колесо, установлены вал и крышка турбины, в шахте гидроагрегата монтируются сегменты статора. Рабочее колесо гидроагрегата № 2 установлено в шахту агрегатной секции, идёт шлифовка узлов. Каждое колесо весит более 150 тонн и в диаметре имеет почти восемь метров. Кстати, когда его «настраивают», то уровень вибрации должен быть настолько незаметным, что поставленная на колесо ребром монета не должна упасть.
Отдельных строк заслуживает вид Богучанской ГЭС ночью. Вся плотина усыпана огнями. Под чёрным звёздным небом и медленно падающими хлопьями белого снега думается совсем не о строительстве. Из романтического настроения вырывают лишь порывы сильного холодного ветра.