Северное страдание
Проблемами малочисленных народов должен заниматься единый уполномоченный орган
Лишь малая часть средств, которые бюджет Иркутской области тратит на поддержку коренных малочисленных народов, идёт непосредственно на их развитие. Более 90% денег направляется на поддержание жизнедеятельности. Помощь из области приходит в виде небольших выплат, в год на одного оленевода полагается от пяти до десяти тысяч рублей. 24 ноября на заседании комиссии по контрольной деятельности депутаты областного парламента рассмотрели итоги проверки расходования бюджетных средств на поддержку коренных малочисленных народов, которую провела Контрольно-счётная палата области.
На территории Иркутской области проживают два коренных малочисленных народа – тофалары и эвенки. Тофалары компактно размещаются в Нижнеудинском районе, эвенки расселены по семи районам. Как сообщила аудитор Контрольно-счётной палаты области Юлия Махтина, в соответствии с областной программой «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов» в 2008 и 2009 годах было выделено 99 млн. рублей. При этом около 44% средств потрачено с нарушением законодательства. Аудиторы сочли, что ещё 27 млн. рублей из этой программы были израсходованы неэффективно.
Основная часть нарушений связана с перевозкой пассажиров из Нижнеудин-ска в Тофаларию. За весь период проверки цена на ГСМ была завышена на 2 млн. рублей, на такую же сумму была завышена стоимость перевозки товаров народного потребления и других грузов.
Были у аудиторов замечания и к порядку предоставления выплат на покупку или строительство жилья. В программе запланирована такая форма поддержки. В 2008 и 2009 годах выплаты получили 19 семей. Эксперты отмечают, что к распределению средств чиновники подходили субъективно: одним площадь жилья исчислялась из расчёта девять квадратов на человека, другим – 14. Получилось так, что на сумму 887 тысяч рублей одна семья построила дом площадью 80 квадратных метров. На эти же деньги другая семья смогла поставить лишь избушку в 40 квадратов. Аудиторы были удивлены, когда обнаружили, что по документам на то, чтобы покрыть небольшой дом площадью 40 квадратов, ушло целых 300 квадратных метров шифера.
Анализируя исполнение программы развития коренных народов, специалисты сделали несколько выводов. Во-первых, мероприятия, запланированные в документе, были выполнены с многочисленными нарушениями, не позволяющими говорить о достижении поставленных целей. Во-вторых, те цели, которые были поставлены в программе, изначально не были рассчитаны на развитие.
«Основная часть мероприятий программы была направлена на сдерживание негативных процессов в социальной сфере, на предотвращение социального кризиса. Тофаларам и эвенкам выплачивали материальную помощь, размер которой незначителен, – рассказала Юлия Махтина. – Необходимо разработать кардинально другие мероприятия, которые позволили бы развивать традиционные народные промыслы. Нужно стимулировать людей, чтобы они знали: всё заготовленное и добытое ими будет реализовано». Как отметила аудитор КСП, отчасти проблемы связаны с тем, что в Иркутской области нет единого уполномоченного органа, который бы координировал поддержку коренных малочисленных народов. Сейчас этими вопросами занимаются два областных министерства – социального развития и жилищной политики. Разобщённость привела к тому, что за последние три года наш регион не получил ни копейки из федерального центра на помощь народам Севера. Хотя большинство регионов Сибирского округа, на территории которых проживают коренные народы, получали федеральные средства.
«В 2007 году в посёлке Алыгджер Нижнеудинского района на областные средства была построена оленеводческая база, до сих пор не введённая в эксплуатацию и постепенно приходящая в негодность, – поднял ещё одну актуальную тему председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Тимур Сагдеев. – Нужно создать пункты, которые принимали бы у населения пушнину, дикоросы и другую продукцию, а затем всё это реализовывали».
Депутаты комиссии рекомендовали областному правительству рассмотреть вопрос о создании единого уполномоченного органа по делам Севера. В компетенцию этого органа должна войти разработка комплекса мероприя-тий по развитию коренных малочисленных народов. Информация о принятых мерах должна быть представлена в комиссию в течение двух месяцев.