Время битвы за воду
Споры вокруг использования водных ресурсов могут привести к локальным войнам
Центральной темой на саммите Шанхайской организации сотрудничества в столице Таджики- стана Душанбе станет обеспечение стран Средней Азии энергией и водой. Как рассказал таджикский политолог Парвиз Муллоджонов, Душанбе сегодня необходима военная помощь России из-за позиции, которую в последнее время занял Узбекистан.
Многие эксперты сравнивают отношения Узбекистана с Таджикистаном и Киргизией с холодной войной. Это связано с тем, что Ташкент, который покинул объединённую энергосистему Центральной Азии, выступает против строительства крупных ГЭС в соседних государствах.
Узбекистан занял эту позицию, поскольку возведение гидроэлектростанций угрожает странам низовья (не только Узбекистану, но и Казахстану и Туркменистану) серьёзными экологическими проблемами. В Ташкенте также опасаются, что строительство ГЭС повлечёт за собой нехватку воды для бытового потребления и орошения сельскохозяйственных земель.
Отметим, что пуск первых энергоблоков Рогунской ГЭС на реке Вахш в Таджикистане запланирован на конец 2012 года. Проект гидроэлектростанции подвергается критике из-за её расположения в сейсмоопасной зоне. В свою очередь власти Узбекистана критикуют строительство станции из-за возможного снижения стока Амударьи. Узбекистан пытается убедить всех в том, что ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане влияют на сокращение стока трансграничных рек и именно это является одной из главных причин обмеления Аральского моря. В связи с этим Узбекистан категорически против строительства новых гидроэлектростанций в Таджикистане.
В ноябре конфликты из-за водных ресурсов происходят и в Африке. Премьер-министр Эфиопии Мелес Зелави заявил, что Египет «не сможет победить в грядущей войне за Нил». Зелави обвинил египтян в том, что те пытаются дестабилизировать Эфиопию и закрепить тем самым своё господство на Ниле, поддерживая несколько мелких эфиопских террористических движений. Зелави отметил: «Мы быстро решим все проблемы, из-за которых начинаются мятежи. Мы не позволим египтянам ловить рыбу в мутной воде».
Египет издал ответное официальное заявление, в котором сообщает, что «потрясён» самим предположением о том, что он пойдёт на военное решение конфликта вокруг Нила. Египет также отрицает обвинение в поддержке эфиопских оппозиционных групп. Министр иностранных дел Египта Абу Гейт заявил: « Я шокирован самим выбором языка и терминов. Мы не ищем войны, и войны не будет».
Египет обеспокоен был заключённым в мае соглашением об использовании водных ресурсов Нила. Соглашение подписано Эфиопией, Танзанией, Руандой и Кенией. Оно прямо противоречит предыдущему соглашению от 1929 года, по которому Египет получает право на пользование 90% водных ресурсов Нила.
Египет отреагировал на инициативу африканских соседей заявлением, что рассматривает вопрос о разделе водных ресурсов Нила как «проблему национальной безопасности». Зелави сообщил: «Меня не беспокоит перспектива внезапного вторжения египтян в Эфиопию. Ни один из солдат агрессора не выживет и не расскажет истории разгрома. Я уверен в этом и уверен, что египтяне это знают».
Эфиопия, демонстративно нарушив положения договора 1929 года, соорудила на Ниле пять гигантских дамб и сейчас с помощью китайских специалистов занимается строительством крупной ГЭС.