издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тест на патриотизм

Тем, кто обучает своих детей за рубежом, вряд ли стоит доверять воспитание нации

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 795 от 5 октября 2010 года утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» – документ, согласно которому воспитывать будут всех, невзирая на возраст.

Нам обещают светлое будущее

Как сказано в главе «Введение», нынешняя программа является продолжением аналогичных документов, действовавших в 2001–2005 и 2006–2010 годах. В этой же главе сказано, что программа «включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции». С трудом представляю, что найдётся кто-то, ощутивший на себе воздействие отработавших своё программ: просто глядя вокруг, трудно поверить, что за прошедшие десять лет патриотизма и в самом деле стало больше – но допустим, что это правда. Что же ждёт нас в ближайшее время?

Целью программы, как оказалось, является вовсе не увеличение патриотических настроений в обществе – вовсе нет, целью названо «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан», то есть система работает ради развития самой себя. В соответствии с этой целью выбраны и задачи, которые поставили перед собой разработчики: повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан патриотического сознания; совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения системы патриотического воспитания; формирование позитивного отношения к военной службе и мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву; внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы; повышение профессионализма организаторов и специалистов; развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях. 

И это всё? Нет, конечно. Финансирование программы запланировано в объёме 596,75 млн. рублей за счёт средств федерального бюджета и 180,45 млн. рублей за счёт средств внебюджетных источников, то есть в основном за счёт средств общественных организаций. С одной стороны, вроде бы и немало, но если разложить по годам, то всего чуть более 150 млн. рублей в год на всю страну с населением 140 млн. человек. Это, если подумать, бюджет среднего по качеству и спецэффектам голливудского фильма. А разработчики утверждают, что в результате страна будет иметь множество позитивных результатов: «…положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, …их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности». Непонятно, конечно, как – какими инструментами и по какой шкале – можно измерить рост патриотизма, но если разработчики смогут предъявить убедительные доказательства и пригодные для проверки результаты, придётся признать, что свершилось чудо, по масштабам превосходящее всё до сих пор известное в области агитации и пропаганды.

Как делать чудеса

Нужно, кстати, учитывать, что деньги придётся делить между исполнителями – Министерством образования и науки РФ, Министерством культуры, Министерством спорта, туризма и молодёжной политики, Министерством обороны и Российским государственным военным историко-культурным центром при правительстве РФ. На одного исполнителя получается совсем уже юмористическая сумма в один миллион долларов на год. За эти деньги министерства должны будут внести поправки в несколько федеральных законов, проводить конкурсы (научно-исследовательских и творческих работ молодых учёных; работ патриотической направленности среди обучающихся; курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа; методических пособий «Растим патриотов России») и семинары с преподавателями и музейными работниками. Где-то ближе к середине списка мероприятий происходит поворот от военно-оборонной тематики к патриотизму, если так можно выразиться, потребительскому – по 2 млн. рублей в год предполагается выделять на конкурс по поддержке молодых предпринимателей «Сделано в России» и конкурс «Лучший по профессии» для всех остальных. 

Обратите внимание: в этих положениях нет совершенно ничего нового, точно такая же программа могла быть датирована 1980–1985 годами (за вычетом, разумеется, предпринимателей). В этом нет ничего плохого: несмотря на некоторую прямолинейность, советская система патриотического воспитания работала очень эффективно. Многие до сих пор верят, что русская армия всегда была непобедима, что все основные научные открытия и изобретения сделаны отечественными учёными, что Менделеев сказал первое и последнее слово в систематизации химических элементов и что самая обширная территория – это большая заслуга отечественных первопроходцев, а не головная боль современных транспортных служб. 

Ещё один ход, которого от нынешних чиновников никак нельзя было ожидать, позаимствован из куда более давних времён – первых послереволюционных, но позаимствован с изъяном: в программу включён пункт «присвоение почётных наименований в честь Героев Советского Союза и Героев России образовательным учреждениям и клубам». Изъян заключается в том, что присваивать имена будут не всем без исключения, как это было в СССР, а «за достижения в области патриотического воспитания», которые, как уже было сказано, очень трудно измерить по общепризнанной шкале за неимением таковой. Нужно учитывать и то, что в СССР было много героев – их имена носили не только школы и клубы, но и пионерские дружины и отдельные пионерские отряды. Как быть с теми, кого по нынешним меркам трудно признать героем, например с Брежневым или Берией? Как быть с остальными – награждёнными, к примеру, не золотыми звёздами Героев СССР, а орденами Славы или Боевого Красного Знамени? Нужно ли вспоминать Героев Социалистического Труда? И вообще, почему приставка «военно-» так прочно приклеилась к словосочетанию «патриотическое воспитание»? Труд перестал быть подвигом в понимании чиновников – это можно понять, но чиновники – это ведь не вся Россия, верно?

Вернувшись в современность, разработчики включили в программу пункт о подготовке «теле- и радиопрограмм по обсуждению проблем патриотического воспитания с учёными, представителями культуры и искусства, творческих союзов, педагогами, ветеранами труда, войны и военной службы». Скажем прямо: деньги на ветер. Формат ток-шоу был популярен довольно недолго в первые годы своего существования, к тому же нужно учитывать, что одно дело слушать известных ведущих, совсем другое – никому не известных представителей творческих союзов и педагогов. Патриотизм учёных, готовых ради приличной лаборатории и комфортных условий уехать хоть на другой край света, вообще вещь сомнительная – Жорес Алфёров, наверное, последний Нобелевский лауреат родом из России, для которого «патриотизм» не пустой звук. 

Любопытно, кстати, что помимо сомнительных по эффективности ток-шоу (надо же не только потратить деньги на съёмки, но и заставить людей смотреть телепередачи) средства будут выделены на «размещение в средствах массовой информации социальной рекламы антинаркотической направленности» и съёмку передач о городах воинской славы России. Само по себе такое сочетание не только абсурдно, но и оскорбительно для тех, чей подвиг запечатлён в звании «город-герой». К тому же жертвам наркотиков прививать патриотические чувства не то чтобы поздно, скорее уж бессмысленно: воспитывать, как определил народ много веков назад, можно, пока дитя вмещается поперёк лавки, позже речь идёт уже о перевоспитании. Зато в программе заложено по 1,5 млн. в год на учреждение награды «За проявление патриотизма в соревнованиях и состязаниях на международной спортивной арене» и её ежегодное изготовление. Интересно, побеждать при этом нужно или достаточно просто съездить на очередную Олимпиаду и вернуться, пусть даже без наград? Просто сумма получается уж очень большая: либо награда будет дорогостоящая, либо нашим спортсменам придётся побеждать в разы чаще. 

Что действительно достойно уважения, так это смелая заявка на создание «сайта информационного сопровождения реализации… программ патриотического воспитания граждан в сети Интернет». Пусть даже чиновники явно не понимают, куда они хотят войти – в Интернете и без них «воспитателей» и «патриотов» хватает, – это решение заслуживает высокой оценки если не за артистизм исполнения, то хотя бы за амбициозность. Правда, не все чиновники амбициозны одинаково: в программе патриотического воспитания Иркутской области ставится цель увеличить число посещений сайта министерства физической культуры, спорта и молодёжной политики всего до двух тысяч посещений в месяц с нынешних пятисот. Цель, в сущности, простая даже для любого опытного блогера. Но непонятно другое: чем этот сайт может быть полезен, если он не содержит никакой актуальной информации?

Чтобы закрыть тему программы, остаётся сказать немногое. В ней подробно перечислены десятки мероприятий, посвящённых крайне узкому списку событий – в основном сражениям Великой Отечественной войны с редкими вкраплениями других эпох: 200-летие Бородинского сражения русской армии под командованием Кутузова с французской армией; 300-летие первой в российской истории морской победы Русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут; 100-летие создания Военно-воздушных сил и почему-то 135-летие со дня образования  уголовно-исполнительной системы. Масштабы и места проведения этих мероприятий определены так, что жителям Сибири и Дальнего Востока достанется только смутное эхо этих событий в виде телепередач (которые забываются через пять минут после просмотра) и, если повезёт, нескольких номеров журнала «Патриот Отечества», который вроде бы тоже собираются издавать. 

Вернуться к корням

Римский император Октавиан Август в своё время приказал восстановить множество статуй героев Римской республики, разрушенных в ходе гражданских войн I века до нашей эры. Но не для того, чтобы чиновники на их примере проводили воспитательную работу, а ровно наоборот: чтобы граждане воспитывали чиновников, приводя им в пример героев древности. Почувствуйте разницу в подходах. Римские чиновники даже во времена империи избирались на все должности, снизу доверху. Мало кто из избирателей откажет себе в удовольствии упрекнуть власть имущих, особенно накануне выборов, – это принцип, одинаково верный и для Древнего Рима, и для современной России. Но для того, чтобы упрекать с чувством, толком и сознанием собственной правоты, нужно знать, чем был славен тот или иной деятель, какой закон он написал, как украсил Вечный город и в какой битве победил. Нужно знать и то, чем отличился тот, к кому вы обращаетесь со своими замечаниями. То есть гражданин должен был постоянно и активно интересоваться повседневной жизнью города, империи и всего обитаемого мира, как в этих процессах участвовал кандидат на должность и какую политику он будет проводить в случае избрания. 

Римская республика и империя простояли тысячу лет не потому, что превосходили своих врагов технологически – их победы одерживали люди, уверенные в превосходстве Римской республики как системы организации общества и римского образа жизни как способа существования человека, семьи и общества. Созданные римлянами правовая и избирательная системы так или иначе оставили свой след во всех ныне существующих формах государств: никто не станет заимствовать плохое или неработоспособное. Так стоит ли изобретать велосипед, если известно, как воспитывали граждан страны, которых до сих пор приводят в пример как выдающихся патриотов всех времён и народов? Нет смысла тратить деньги на награды, конкурсы и семинары, гораздо эффективнее было бы сосредоточить усилия в одном направлении – воспитании детей и подростков, собрав все силы и средства там, где это проще всего, то есть в школах, училищах и вузах. Нельзя доверять такую работу тем, кто учит собственных детей за рубежом, не может сдать экзамен по истории своей страны и не может собственными словами рассказать о своих политических убеждениях, – поэтому каждый, кто хочет участвовать в программах патриотического воспитания, должен пройти проверку. Если хотите – проверку на сознательность. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры