На грани правового поля
Байкальский ЦБК нарушает природоохранное законодательство России
Это началось не сегодня и не вчера. Насколько хватает моей памяти, и в советское время, и во время перестройки Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат никак не мог вписаться в общее природоохранное правовое поле СССР. А потому, чтобы сделать легитимным сам факт его существования на берегу озера, для комбината создавались отдельные, специальные нормы и правила. Даже плата за использование природных ресурсов (байкальской воды в первую очередь) и за негативное воздействие на природную среду у него была своя, персональная. По этой же причине с 80-х годов прошлого века на высшем государственном уровне (от ЦК КПСС и Совета Министров СССР) принимались решения-постановления о перепрофилировании или закрытии вредного предприятия, о строительстве замещающих мощностей где-то вдали от Байкала.
На реализацию каждой новой идеи решения проблемы БЦБК, естественно, всякий раз выделялся «разумный», чётко ограниченный конкретными датами «переходный период». А после его провала появлялась новая идея, для реализации которой, конечно же, требовался новый «переходный период». Но цепочка идей не бесконечна. Она давно замкнулась в порочное кольцо, по которому неспешно прогуливаются апологеты действующего (написать «работающего» рука не поднимается) Байкальского ЦБК. Чтобы не выглядеть праздношатающимися, они время от времени выдают старые мысли своих предшественников за свои и называют их, в соответствии с модой, инновациями.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, приезжавший в Иркутск недавно, в очередной раз объяснил нам, что такую проблему одним махом не решить. По его мнению, для перепрофилирования (или модернизации?) комбината требуется пятилетний «переходный период». А чуть раньше очередной генеральный директор комбината Владимир Филиппов (примерно через неделю после своего назначения на эту должность) объяснял моим российским и немецким коллегам, что он намерен проработать здесь не менее пяти лет, чтобы создать кислородно-щелочную отбелку и наконец-то перевести комбинат на систему замкнутого водопользования.
А вот министру природных ресурсов РФ Юрию Трутневу ходить «по цепи кругом» не нравится. Тем более что и цепь-то эта вовсе не золотая, как на пушкинском дубе, а очень старая, грязная и ржавая – того и гляди под ногами рассыплется. На недавнем правительственном часе в Госдуме кто-то спросил министра природных ресурсов, что же наконец и когда будет сделано с Байкальским ЦБК. И Юрий Трутнев ответил: «Мы считаем, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат нужно закрывать». А потом, упреждая расхожий вопрос о социальной защищённости трудового коллектива, которым собственники и управленцы прикрывают свой непрофессионализм, добавил: «Это позорище, что 1,8 тысячи человек годами не могут трудоустроить».
Премьера Владимира Путина, несмотря на подписанное им постановление №1 от 13 января нынешнего года, пятилетний срок тоже не очень устраивает. А потому на недавнем совещании по вопросам стратегии развития Сибири он дал поручение «соответствующим ведомствам совместно с правительством Иркутской области» проработать вопрос о переводе Байкальского ЦБК на замкнутый водооборот уже в течение 2011 года.
Официальных документов, подтверждающих устное поручение Путина, мои источники информации в правительстве РФ отыскать пока не сумели. Поэтому комбинат продолжает «дымить и пахнуть» в расчёте как минимум на ближайшую пятилетку.
– На сегодняшний момент в связи с изменённым списком запрещённых на Байкале видов деятельности Байкальский комбинат в целом находится в правовом поле, – растолковывает мне ситуацию заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов. – С вступлением в силу постановления правительства № 1 ему разрешено варить целлюлозу и сбрасывать в Байкал очищенные промышленные стоки. Но разрешённый вид деятельности не означает бесконтрольных сбросов и выбросов. Это не значит, что «скидывай теперь всё, что хочешь, и в каких хочешь количествах». Законодательство устанавливает жёсткие рамки по нормативам содержания вредных веществ в сбрасываемых промышленных водах и в атмосферных выбросах как по их видам, так и по количеству.
Андрей Некрасов подчёркивает, что более чем полтора года простоя «потенциально опасного промышленного объекта» без его должной консервации «могли повлечь некоторые серьёзные негативные последствия. Ну, вплоть до катастрофы». Этого, к счастью, не случилось. И тем не менее последовавший повторный запуск производства «мы, естественно, не могли обойти своим прокурорским надзором», поэтому в июле прокуратура инициировала большую комплексную проверку с привлечением специалистов Росприроднадзора и Ростехнадзора.
– По результатам проверки у нас были установлены факты нарушения законодательства при осуществлении рабочего цикла, – говорит Андрей Некрасов. – Именно природоохранного законодательства, связанного с негативным воздействием на атмосферный воздух, на воду Байкала и в целом на окружающую природную среду. И по результатам той проверки был принят весь комплекс мер прокурорского реагирования. Должностные лица БЦБК, в том числе генеральный директор, были привлечены к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Кроме того, Западно-Байкальской природоохранной прокуратурой, которая занималась этой проверкой, были направлены исковые заявления в суд с требованиями по приведению деятельности в соответствие с законом. Ряд исков судами уже рассмотрен и удовлетворён.
– Да, с помощью специалистов надзорных органов на Байкальском ЦБК было выявлено несколько грубых нарушений российского природоохранного законодательства, – подтверждает Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин. – Главным образом они касаются превышения существующих норм выбросов опасных загрязняющих веществ в озеро Байкал и в атмосферный воздух. Мы поставили этот вопрос очень жёстко и сказали директору: «Вы так не шутите с атмосферой. Это очень опасно! Воздухом люди дышат. Никто же потом не сможет сказать, у кого какие болезни возникли по этой причине. И до конца рассчитать этот ущерб просто невозможно».
Алексей Калинин, перебирая документы в специальной папке, считает количество выявленных нарушений, потом складывает в уме штрафы, наложенные на бывшего генерального директора Константина Прошкина и на сам комбинат как на юридическое лицо. Получается, что общая сумма персональных штрафов на гендиректора немного превышает 16 тысяч рублей. А предприятию придётся заплатить в государственный бюджет 127 500 рублей. Суммы, признаюсь, впечатляют не очень сильно. Но надо учесть, что штраф – это только наказание. А в законодательстве есть ещё и требование возмещения нанесённого ущерба, которое реализуется с помощью исков. Там другой порядок чисел – почти 13 миллионов рублей.
Главное в прокурорской работе не пополнение бюджета за счёт штрафов и исков, а пресечение каких бы то ни было нарушений законодательства. В данном случае, как понял я из общего контекста нашего разговора с Алексеем Калининым, целью, кроме устранения конкретных выявленных нарушений, является прервать бесконечную цепочку «переходных периодов» от одной неосуществимой идеи к другой и принудить предприятие за счёт собственных средств создать условия для стопроцентного исполнения законов в будущем. Если же комбинат по каким-то субъективным или объективным причинам на это неспособен, он должен будет прекратить своё существование. Именно поэтому на столе прокурора едва ли не в качестве настольной книги лежит План природоохранных мероприятий БЦБК на 2010–2012 годы. Он разработан предприятием, согласован и утверждён всеми соответствующими структурами и поэтому имеет статус официального документа.
– Вот смотрите, – Алексей Калинин листает документ, – пожалуйста, группа мероприятий по охране воздушного бассейна. Завершение многих планируется в четвёртом квартале текущего года. Варочно-промывочный цех – вводится каталитическое окисление белого щёлока. Идёт внедрение технологии по схеме холодной выгрузки варочных котлов на технологическом потоке номер два, для чего предусмотрены затраты 4 миллиона 780 тысяч рублей. А внедрение аналогичной технологии на первом потоке обойдётся им в 9 миллионов. В выпарном цехе должна быть установка по каталитическому окислению конденсатов – 5 миллионов рублей…
Этот план, по словам Западно-Байкальского прокурора, был накануне нынешнего запуска комбината для его владельцев как флаг, как девиз: «Вот смотрите, мы это всё сделаем! Мы не будем сидеть на старых технологиях и загрязнять природу».
– Поэтому в январе будущего года мы вновь привлечём специалистов надзорных органов и будем проверять их очень серьёзно, – уверенно обещает Западно-Байкальский межрайонный прокурор. – Соберём высокопрофессиональную команду, которая сумеет дать объективную картину: какая динамика и каково состояние соблюдения собственных планов и наших требований. Проверим устранение нарушений, выявленных летом, и будем спрашивать в первую очередь выполнение тех задач, которые они сами себе поставили. У них есть точный расчёт снижения выбросов в атмосферу различных загрязняющих ингредиентов благодаря внедрённым мероприятиям, и мы проверим, достигли ли они его на практике…
Это будет в январе. А недавно по поручению Западно-Байкальской прокуратуры привлечённые специалисты вновь побывали на комбинате с промежуточной проверкой, чтобы убедиться, что работа по повышению экологичности предприятия не заглохла. Подтвердили: что-то делается. Заключаются контракты. На запланированные мероприятия выделяются и перечисляются некоторые суммы. Есть акты сдачи-приёма некоторых выполненных работ. Однако определяющие выводы делать рано. Многое окончательно прояснится в январе, когда руководство БЦБК, соответственно собственным официально утверждённым планам, обязано будет предъявить уже не только документы и не промежуточные результаты, а реально зафиксированный природоохранный эффект.
– Безусловно, в январе мы организуем массированную и глубокую проверку, – говорит Алексей Калинин. – Вывернем картину наизнанку и проверим всё, что касается охраны природной среды. Не берусь прогнозировать, что там будет. Но если сохранится такое же удручающее состояние, как было летом, то и меры будут приниматься соответствующие. Вплоть до приостановления через суд деятельности предприятия.