Юдашкин-стайл
«Иркутский репортёр» принял участие в переодевании призывников в новую армейскую форму
Ткань, которую не заметят приборы ночного видения, лёгкая современная подстёжка, расцветка типа «цифра» (крапинка по-простому). Новая военная форма от известного модельера Валентина Юдашкина стала удобнее и современнее, уверены в армии. Однако вместе с дизайнерской экипировкой призывникам по-прежнему выдают неизменные ремни с «серпом и молотом». И то ли в шутку, то ли всерьёз утверждают, что двуглавый орёл появится на бляхах, только когда закончатся колоссальные запасы советских времён. «Иркутский репортёр» побывал на переодевании призывников и оценил старую-новую форму Российской армии.
Полевая форма унисекс
– Слушай меня сюда внимательно! Надеваем ботинки, указательным пальцем руки проверяем. Не жмут? Жмут – снимай! – скомандовал заведующий складом сборного пункта Иркутской области Сергей Бидяк. Перед ним вдоль стены казармы выстроились несколько призывников, которым в этот же день предстояло отправиться на службу в часть в Чистых Ключах. Бойцы занимались явно непривычным делом – примеряли одежду от Юдашкина. Это была первая демонстрация новой формы в регионе, хотя призывников переодевают в неё с конца октября. «Делаем это перед отправкой в часть, чтобы они не обмораживались и, это самое, им было тепло и комфортно», – пояснил присутствовавший на переодевании начальник отделения вещевого и продовольственного обеспечения военного комиссариата Иркутской области, подполковник запаса Сергей Приходько. Первым делом призывникам выдали полевую форму, зимнюю и летнюю. Всего за время осеннего призыва новое обмундирование получат более пяти тысяч человек. «Задача – переодеть всю армию до конца года», – говорит Приходько.
– Скажите, женский комплект существует?
– Чем же, по-вашему, он может отличаться? – улыбается подполковник.
– Юбкой, например.
– В полевой форме, конечно, нет. Вот представьте, вы упали и поползли, а тут кто-то сзади. Получится, как в анекдоте про Анку и Петьку. Поэтому юбка предусмотрена только в повседневной одежде. А разницы между полевой формой мужчины и женщины нет.
– А в чём разница между старым и новым вариантом одежды?
– Вот, носки! – Приходько хватает первое, что попалось из комплекта, – пару длинных носков, больше похожих на гольфы, с «махрушкой» внутри. – Их теперь делают без пяток. Обычно ведь они протираются, а эти можно спокойно переворачивать и дольше носить. Плюс они безразмерные.
Куртки-невидимки
На самом деле в новой форме, разумеется, гораздо больше других значимых отличий, признаёт подполковник. «Меняется облик вооружённых сил – меняется и одежда, – сказал он задумчиво. – Форма сочетает в себе хлопок и специальное химволокно. Это не просто привычная «смесовка». Такая ткань незаметна на приборах ночного видения и при инфракрасном излучении. Материал не продувается, хуже намокает от внешней, так сказать, среды. И в результате, конечно, более удобен. Да, теперь летнюю куртку можно заправлять в штаны». Отличие, заметное с первого взгляда, – расцветка формы в крапинку. Здесь её отчего-то называют «цифрой». То есть прямо так и звучит: «Форма расцветки типа «цифра». Сами офицеры пока одеты во «флору» (болотный фон с горизонтальными разводами). До этого, говорят, ещё были «бутан» (тот же болотный фон, но с вертикальными пятнами) и «афганка», или «песочка» (желтоватого цвета).
Но главное – с плеч бойцов исчезли погоны. Как утверждает Приходько, это пришло к нам из французской армии. И правильно, потому что сейчас форму приспосабливают под ношение бронежилета, который теперь используют не только специальные бригады, но и «срочники». «Раньше стоило ему надеть жилет – знаки отличия становились не видны. Теперь погон будет закреплён липучкой на грудном кармане. А если солдат наденет жилет, то шлейка со знаком отличия перецепляется на рукав. Получается, что и человек защищён от пуль, и видно, кто он», – сказал Приходько.
– Слушаем сюда внимательно! Сейчас выдаю куртку и брюки тёплые! Они завязаны верёвочкой. Ложим её в карман, при выходе выбрасываем! Брюки – на пол, куртку надеваем на себя! – Сергей Бидяк командовал ходом переодевания.
Зимняя форма тоже была усовершенствована. Куртку утеплили лёгким синтетическим наполнителем (а раньше была вата). «Как на современных куртках, они могут, как говорится, одним движением отстегнуть подстёжку, и куртка зимняя станет демисезонной», – отметил Приходько. Правда, для всех регионов страны толщина подстёжки одна и та же. Завскладом шутит, мол, на севере точно замёрзнут. Тем не менее признаёт: хорошо, что хоть капюшон сделали утеплённым, не в пример прежнему, который был тонким и продуваемым. На штанах у бойцов прибавились боковые карманы, как на современной одежде. Ещё одна «фишка» состоит в том, что зимние штаны надеваются на летние. Получается, что у солдата всё всегда с собой. Это очень удобно, утверждает завскладом, ведь на полевых учениях у бойца «ни гардероба, ни тумбочки». Кроме того, на штанах появились лямки, которые не дадут солдату потерять штаны, даже если они ему не совсем по размеру. Единственное, что осталось неизменным в зимней форме призывников, – шапки. Они, в отличие от формы, не «невидимки» и выглядят точно так же, как и много лет назад.
Ближе к телу
– Опять слушаем меня сюда внимательно! Я называю вещевое имущество, которое выдали вам на вещевом складе. Вы говорите, есть ли оно у вас. На крайний случай берёте и показываете мне его! Летнее «хэбэ» у всех?.. Ну, чё молчите? – удивился Бидяк. Призывники со второй попытки уныло протянули: «Так то-о-о-чно!».
Нательное бельё – кальсоны и рубашка из «чистого хлопка и синтетики». На вид они мало чем напоминают современное термобельё. Хотя здесь заверяют, что термобельё вообще появилось едва ли не благодаря военным кальсонам. Они по-прежнему белые и широкие, но и здесь не обошлось без модернизации: вместо вязочек появились пуговки, говорит Приходько.
– Сейчас будем выдавать тапочки! У кого размер 40 – 42, выйти из строя! Та-а-ак, три пары неси! – распорядился Бидяк. Зелёные резиновые тапочки вынесли из склада, который находится тут же, в казарме. На полках – ряды свёрнутой формы.
– А как рассчитали, какие размеры одежды и обуви нужны?
– Это определено приказом министра обороны. То есть пришло столько, сколько положено. Хотя, конечно, параметры призывников отмечают на медкомиссиях. Планируют, сколько каких размеров. После чего склады делают запросы в вещевую службу округа. Так что согласно нашим заявкам и приказу нам приходит форма, – ответил Приходько.
Сергей Бидяк добавил, что на складе сейчас есть все размеры, от 48 до 60 включительно. «Хотя должен быть ещё 46 размер. Да и ростовки дали только большие. Не учли, какие у нас призывники! Так что приходится индивидуально работать с каждым», – улыбнулся он. Новая форма рассчитана на год – нынешний срок службы в армии. Когда солдаты демобилизуются, то могут пойти на «гражданку» в этой форме. В России это пока не закреплено законом, но так во всём мире делается, к примеру, в Германии или Англии. «Грубо говоря, три зелёных свистка – солдат надевает эту форму и прибывает на сборный пункт. Поэтому форма выдана ему не на год, а практически на всю жизнь. Если бы ещё некоторые до 50 лет не растолстели, было бы очень хорошо», – сказал Приходько.
«Служу Советскому Союзу»
– Так, всё, давай быстро! Раздали кружки-ложки каждому призывнику! – поторапливал Бидяк. Посуда – это чтобы бойцы смогли есть в любых условиях, к примеру, в дороге от призывного пункта в Гончарово до Чистых Ключей. Специально для переезда солдатам выдадут сухой паёк. Для примера Приходько принёс коробку и разложил на лавке её содержимое. «Здесь весь ассортимент, которым питается солдат. Поэтому родителям не стоит волноваться об убывающем чаде и давать в дорогу курицы всевозможные. Тем более что паёк был недавно значительно улучшен», – заверил он. На лавке оказались коробочка каши, тушёнка с капустой, набор хлебцов, баночка овощной икры и упаковка паштета. Для разогрева пайка – спички и сухое горючее. «Сухой спирт – это не то, что многие думают. Он не пьётся и градуса не добавляет, – с серьёзным видом пояснил офицер. – Вот ещё чай, сахар, повидло, чтобы дорога слаще была». Всю провизию, по словам подполковника, делают на специальных заводах, поэтому не стоит волноваться за качество.
Тем временем призывники привыкали к форме. Застенчиво отвечали журналистам, мол, вроде удобно, вроде не жмёт, хотя сравнить особо не с чем. «Внешне тоже вроде нормально. Обувь хорошая. Хотите примерить?» – улыбнулся один. Хромовые ботинки действительно мягче и современнее, добавил Приходько. Раньше в хромовую обувь, по его словам, обували только офицеров.
– Сами-то уже примерили форму?
– Да. Могу сказать, что удобная. Подходит под разные сезоны. Её можно носить летом и зимой, – ответил Приходько.
– А почему сегодня сами не в форме?
– Почему же, я всегда в форме! – смеётся. – Вообще, новая форма поступает пока только на призывников. Офицеров будут переодевать позже.
Освоившись в форме, солдаты завершили переодевание последними штрихами. Они надели то, что на «гражданке» принято называть аксессуарами, – шапки и ремни. На шапки нацепили кокарды, ремнями подпоясали куртки.
– До сих пор бляхи с серпом и молотом?!
– Ну извините! Запасы материальных средств с советских времён ещё такие, что до сих пор их не исчерпали. И даже если поменяется потом бляха, там будет двуглавый орёл. Да это и не принципиально. Подумаешь, картинка другая! – возразил Приходько.
– А ремни кожаные?
– Нет. Кожзам. Настоящие кожаные ремни положены только определённому контингенту, – ответил подполковник.
– Кремлёвским курсантам! – засмеялся Бидяк.
– Да нет. Кожаные ремни есть и у нас. Они положены офицерам, – объяснил Приходько и приказал принести один для примера. Ремень на вид оказался обычным – чёрный, с простой застёжкой, без серпа и молота, но и без двуглавого орла.
Тем временем завскладом уже командовал: «Сложили своё вещевое имущество! Аккуратненько свернули. Убрали в мешок! Шагом марш!».