Осторожно: паника!
Средства современной коммуникации всесильны. История с мощным землетрясением, которое в четверг, 18 ноября, должно было произойти в Приангарье, — яркий пример. Хотя подземных толчков никто, к счастью, так и не почувствовал, информационная волна дошла почти до каждого. Ни одной крыши она, конечно, не снесла, а вот головы многих — точно. Пока больше всего хотят узнать, кто или что стало источником паники, в МЧС, куда меньше чем за сутки позвонили около 10 тыс. человек.
Начиналось всё как в плохом фильме-катастрофе. Где-то к полудню в четверг тревожные нотки в разговорах стали всё отчётливей раздаваться в магазинах и транспорте. Люди звонили близким и знакомым и на полном серьёзе говорили: «Оденься теплее. Иди на улицу. Будет землетрясение». Тех, кого паника не охватывала с первого раза, тревожный слух догонял снова — на следующей остановке, за поворотом, на светофоре, в кафе или банке.
Как оказалось, на многих страх действовал куда сильнее элементарной логики. Не помогало и то, что известно любому школьнику — предсказать точное время землетрясения невозможно. Мало кто вспомнил, что несколько лет назад иркутянам уже устраивали подобный розыгрыш: и тогда люди тоже часами ходили по улице, ждали катастрофу, но, так и не дождавшись, разошлись по домам.
Тщетно ждали катастрофу и в этот раз. Ждали, конечно, не все: у какой-то части населения есть стойкий иммунитет к подобного рода слухам. Остальных упорно пытались успокоить учёные и спасатели. В итоге ничего страшного не случилось. Многим сразу захотелось выяснить, откуда у слухов «ноги растут». И вот тут-то стал понятен масштаб происшедшего. Причём для сейсмологов ничего интересного в этом явлении нет, зато есть о чём подумать психологам и милиции.
На первый взгляд, слух распространялся стихийно. Затем, как сообщили в МЧС, стало понятно, что ждали подземных толчков далеко не везде. Сначала большое количество звонков поступило из Ангарска. Помимо него землетрясение ждали ещё в Иркутске и Усолье-Сибирском, потом волна докатилась до Шелехова и пошла дальше. К вечеру жители Байкальска уже писали на форумах, что чувствовали, как их трясёт. Одна из школ под Иркутском отменила уроки, а несколько детских садов собирались эвакуироваться.
Паника, как сообщили в МЧС, охватила людей всего за какой-то час. Ангарчане, к примеру, рассказывали про машину с громкоговорителем на улице, которая вполне организованно оповещала всех о приближающемся землетрясении. Другие говорили, что получили СМС. Кто-то увидел «бегущую строку» и так далее. Хотя, конечно, больше всего было тех, кому пересказали слух знакомые-друзья-соседи-коллеги-родственники. Кто был первым в этой цепочке, сегодня определить практически невозможно. В областном ГУВД, к примеру, до сих пор не начато расследование по этому случаю, потому что «никто ни на кого не заявлял». Хотя сам по себе факт распространения заведомо ложных сведений уголовно наказуем. «Нет состава преступления. Да и сами посудите, не будете же вы писать заявление на свою соседку, которая вам про землетрясение сказала», — рассудили в пресс-службе ГУВД. Тем временем в МЧС уверены, что если не ФСБ, то уж точно ГУВД должно выяснить, кто запустил слух.
Присоединиться к требованию МЧС хотел бы и автор этих строк. С одной стороны, просто чтобы выяснить, кому и зачем взбрело в голову запускать такой слух. А это уже повод написать очередную заметку. С другой – хочется понять, какой сектор мозга в голове среднестатистического иркутянина, не доверяющего ни чиновникам, ни милиции, ни журналистам, с такой готовностью реагирует на анонимные эсэмэски.