Разговор на чистоту
«Уважайте труд уборщиц! Не оставляйте их без работы». Эта шутка, к сожалению, не теряет актуальности. Почему в одних подъездах цветы на подоконниках и чистота, а в других – выбитые стекла и шприцы на полу, кто сейчас отвечает за порядок в местах общего пользования, сколько это стоит и почему исчезают уборщицы, попытался разобраться «Сибирский энергетик».
Год назад в одном из домов по улице Баумана в иркутском микрорайоне Ново-Ленино уборщицы не было вообще, жильцы сами мыли лестничные площадки, распределяя очерёдность между собой. Сейчас за чистотой в подъезде следит уборщица, нанятая управляющей компанией: пару раз в месяц тихая женщина, по-видимому, приехавшая на заработки из какой-то из южных соседних республик, подметает пролёты мокрым веником или моет пол. Соседи согласились, что для поддержания порядка этого вполне достаточно. Услуга теперь включена в квартплату.
Специалисты управляющих компаний в сфере ЖКХ, к которым обратился «Сибирский энергетик», отметили, что приведённые выше способы заботы о чистоте мест общего пользования – наиболее типичные для иркутских многоквартирных домов. Павел Лемешко, начальник управления жилищно-коммунальными системами сетевой компании «Иркут», которая работает в Ленинском районе города, рассказал, что разница в организации общего быта зависит от того, каких жильцов в подъезде больше: работающая молодёжь предпочитает заплатить и не тратить своё время на уборку, а люди в возрасте чаще полагаются на себя и экономят на услугах уборщиц. Впрочем, сумма выходит небольшая: в зависимости от площади квартиры (стоимость услуги вычисляется из расчёта на квадратный метр) в месяц жители получают перерасчёт в 30–60 рублей.
Клиенты Восточного управления жилищно-коммунальных систем редко отказываются от услуг уборщиц; в жилом фонде, который обслуживает компания, это отдельные подъезды. По установленным тарифам уборка подъездов раз в неделю обходится жильцам в 71 копейку с квадратного метра, объяснила начальник экономического отдела этой управляющей компании Ирина Фисан. Таким образом, владелец средней двухкомнатной квартиры, отказавшись от этой коммунальной услуги, сэкономит около 35 рублей в месяц. В тех домах, где соседи решают, что влажной уборки раз в неделю недостаточно, они самостоятельно доплачивают уборщице за дополнительное внимание к их подъездам.
Существуют и альтернативные варианты. Например, жители новостройки по улице Советской, 121, договорились со сторожем, который отвечает за придомовую территорию. За дополнительную плату он раз в месяц делает влажную уборку в подъездах. Для здания, которое заселено пока лишь частично, этого хватает. Так что выбор, как всегда, за жильцами.
Управляющие компании, по словам собеседников «СЭ», получают довольно много жалоб на качество уборки. При этом специалисты сходятся в том, что чистота больше зависит от того, сильно ли мусорят сами жильцы, нежели от того, как часто приходит уборщица. Порой жители сами не очень ценят труд уборщиц, бросают окурки и так далее, отсюда много нареканий, отмечает представитель Восточного управления ЖКС. Проблема и в том, что дома не оборудованы местами, где можно взять воду или слить чистую. «Хорошо, если в подъезде есть хоть один человек, который пустит к себе набрать воды, а если его нет дома?» – говорит Ирина Фисан. Вот и выходит, что уборщицы объективно не могут менять воду так часто, как это необходимо. По-хорошему нужно переоборудовать дома, чтобы была возможность забора и слива воды, например, в подвале, отмечает специалист.
Желающих выполнять эту тяжёлую и грязную работу не много – за свой труд, по словам специалистов, уборщицы получают «копейки». Нанимают их, как правило, не сами управляющие компании, а их подрядчики. Представитель СК «Иркут» рассказал, что при норме в 13 подъездов пятиэтажных домов уборщица получает около 4-5 тыс. в месяц. В Восточном управлении ЖКС норматив – 8 пятиэтажных подъездов, однако все уборщицы берут нагрузку больше нормы, поскольку жить на одну ставку нельзя. Как правило, это трудовые мигранты из республик бывшего СССР, например, Киргизии или Таджикистана, которые работают целыми семьями. Теоретически можно заработать и 40 тысяч рублей в месяц, если мыть 20 домов, размышляет один из собеседников «СЭ».
В советские времена домоуправление могло частично решить кадровую проблему за счёт должников по квартплате. Практика отработки коммунальных долгов осталась в далёком прошлом, нынешние должники брезгуют такой работой, сетуют специалисты. Сложно найти желающих работать в подъездах, где жители привыкли к грязи и мусору. «Уборщицы отказываются работать в таких домах, где в подъездах «проходной двор», куда с улицы может зайти кто угодно и сделать что угодно, а собственникам всё безразлично», – утверждает Ирина Фисан.
Проблем с уборкой подъездов может поприбавиться уже в недалёком будущем, говорят специалисты. После установки индивидуальных счётчиков воды, как того требует федеральный закон об энергосбережении, желающих поделиться своей водой с уборщицей ради борьбы с общей грязью станет ещё меньше.