Ввысь, вслед за «Аистёнком»
Актёр областного театра кукол «Аистёнок» Роман Зорин к своей профессии шёл целенаправленно. В родном Ангарске начал заниматься в драматическом кружке, через год перешёл в самодеятельный кукольный театр «Чуфело», руководила которым Любовь Багрейчук. Именно она помогла мальчишке почувствовать тепло куклы, её незащищённость и силу. Кукла в руках актёра — существо, которое умеет уверенно стоять на земле и летать в небе, быть гуттаперчевой и твёрдой, как камень. Роману захотелось всю жизнь быть защитником куклы и подпитываться от неё силой духа.
По окончании школы чуть замешкался и… прозевал вступительные экзамены на кукольное отделение Иркутского театрального училища. Поступал уже при дополнительном наборе, который оказался платным. «Прихоть» юноши стать актёром родители поддержать не захотели, а как самому заработать деньги на обучение, Роман не знал. Пришлось уйти, но общение с бывшими одно-курсниками осталось, он жадно узнавал училищные новости, радовался, когда некоторые из ребят пришли работать в «Аистёнок».
Шёл 2005 год, юноше исполнилось двадцать лет. От товарищей он узнал, что в театр срочно требуется молодой актёр на роль Балды в спектакль по Пушкину «Сказка о попе и его работнике Балде». Пришёл к главному режиссёру Юрию Уткину и сказал, что жить без театра не может. Уткин прослушал Рому, на работу взял при условии, что будет учиться на заочном отделении училища. Так началось освоение профессии.
Трудно передать, что испытал Зорин во время ввода в спектакль на роль Балды. Конечно, он многому научился у своего ангарского педагога, но условия работы в самодеятельном и профессиональном театрах отличаются, как небо и земля. Покрутиться и повертеться пришлось приблизительно так же, как во время спарринга в боксе, которым занимался в детстве. Выдержал, преодолел волнение, сыграл, услышал одобрение партнёров по сцене. Вскоре Рома почувствовал себя равноправным членом небольшой дружной театральной семьи.
За пять лет, что работает в театре, Зорин научился многому, сегодня его по праву можно назвать синтетическим актёром. Он поёт, танцует, овладел пластикой и всеми техниками кукловождения, научился психологическому проживанию роли. Из многочисленных спектаклей, в которых занят, выделяет сказку «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки», рассчитанную на двух исполнителей. С Романом Бучеком Зорин рассказывает различные истории. Часто бывает, актёры с куклами в руках играют один сюжет, а за ширмой костюмеры переодевают их для другого. Меняются парики, костюмы, куклы – одним словом, трансформация полная, игра стремительная.
А для спектакля «Улыбка клоуна» актёрам пришлось стать настоящими циркачами. С педагогами они учились жонглированию, игре с булавами, езде на моноцикле, шлепкам, падениям, кульбитам и прочей кутерьме, которой славятся клоуны. Только молодые, неуёмные и неугомонные актёры могли научиться цирковым трюкам за короткий период времени, постичь то, на что профессионалам требуются годы. Зато интересно! В театре часто работа делится на категории «интересно – не интересно». Чем сложнее, чем больше препятствий, которые приходится преодолевать, тем ярче горят глаза у актёров, тем глубже они понимают суть сценических задач.
Роман Зорин стал композитором спектакля «Осторожно, коза!». Как это произошло? Параллельно с боксом в детстве он учился игре на гитаре. Уроки брал от случая к случаю, а вот играл постоянно, осваивая инструменты, у которых есть струны. Роман, уже в «Аистёнке», ударник Алексей Баев из театра музыкальной комедии и бас-гитарист Александр Армаш из академического драматического театра имени Охлопкова создали ансамбль «Пластинки». Играют в стиле рок свои композиции и музыку популярных групп мира, поют на русском и английском языках. Роман говорит, что к песням пишет тексты, но стремится к поэзии, настоящему стихосложению.
В 2009 году русско-немецкое общество объявило конкурс на участие в совместном музыкальном проекте городов Пфорцхайм и Иркутск. Многие группы подали заявки, а победили «Пластинки». В том же году в клубе «Объект 01» с немецкой группой «Slave» сыграли совместный концерт, а в 2010-м поехали в Пфорцхайм. Там было два самостоятельных концерта и участие в рок-фестивале, в котором на их выступление отвели около часа времени. О том, что у ребят был успех, можно судить по аплодисментам (видно по записи) и гонорару, который они получили в евровалюте.
На вопрос, нет ли противоречий в профессиональных интересах актёра и музыканта, Роман говорит, что он актёр, душа которого поёт. Сегодня в театре идёт много спектаклей, в которых востребованы его вокальные данные, а как бы он играл своего Деда в спектакле «Осторожно, коза!», если бы не умел петь?
Когда Юрий Уткин предложил ему написать музыку к этому спектаклю, Рома подумал, что режиссёр шутит, ведь театр работает с постоянными, своими композиторами. Оказалось, не шутит, и Зорин принялся за работу. Писать начал в стиле стин-панк (соединение популярной и народной музыки), выделяя общие темы, вокальные номера отдельных персонажей спектакля. Нельзя сказать, что всё, что предлагал автор, безоговорочно принималось режиссёром, многое приходилось переделывать, дополнять или развивать одни мелодии и сокращать другие. Параллельно работал над ролью Деда, который в сотрудничестве со своими друзьями-зверями создаёт в спектакле вокально-инструментальный ансамбль. Актёр справился с обеими творческими задачами: ребятишки, выходя из театра, напевают песенки Деда и других героев спектакля, которые легко запоминаются, остаются на слуху.
Роман Зорин сыграл множество ролей, отличающихся яркостью исполнения, сложностью поставленных перед актёром задач. Успел посмотреть другие города, где театр был на гастролях или фестивалях. Участвовал в мастер-классах, которые проводились для актёров кукольных театров России педагогами Санкт-Петербургской академии театральных искусств в городе Новосибирске. В Санкт-Петербурге на Всемирном форуме кукольников в спектакле «Петрушка» продемонстрировал старинную технику речеведения при помощи пищика – инструмента, состоящего из двух металлических пластинок, помогающих делать голос по-настоящему кукольным (техника балаганов XVIII века, почти утраченная в ХХ). Одним словом, для молодого актёра мир начал расширяться, а его мировоззрение формироваться.
В дни юбилея «Аистёнка» с молодыми актёрами театра он придумал провести совместный 5-летний «юбилейчик» работы в театре. Для коллег – актёров иркутских театров и гостей они показали всё, на что сегодня способны, что умеют делать, каких степеней мастерства достигли.