Птичьи права
Вы не ощутите ни удара, ни боли. Просто вдруг увидите, что перед вашими глазами зёрнышки асфальта. И поймёте, что упали. Вокруг забегают люди, а вы не сможете ни пошевелиться, ни поднять голову. Половину тела вы не почувствуете, другая половина разорвётся от дикой боли, когда к ней кто-то попробует прикоснуться. Примерно так чувствует себя живое существо после прямого попадания в позвоночник свинцовой пульки от пневматического оружия. Неважно – собака это, или голубь, или человек. В Иркутске входит в моду убийство голубей. Птиц стреляют из «воздушки» и травят. Мёртвых пернатых массово находят в Нижней Лисихе, Юбилейном. Неизвестным подонкам нравится очищать свой личный балкон, а заодно и город от «гадящих и орущих» птиц. При этом убийцы мало думают, что этот яд или эта пулька может достаться не голубю, а гуляющему рядом ребёнку.
Маньяк из пятиэтажки
Крупные потравы голубей в районе Нижней Лисихи начались летом. В июне-июле жители местных домов начали находить тут и там тушки голубей. Сначала думали: птицы просто болеют. Но однажды появилось целое кладбище голубей. Через некоторое время – ещё одно. Люди возле дома по Байкальской, 238, выходили утром и обнаруживали у мусорных ящиков по нескольку десятков окоченевших птиц. Одно из таких кладбищ было у ящиков магазина «Элен». «По тридцать штук одновременно лежали, всё сплошняком завалено было, – рядом с нами остановилась женщина. – Это был какой-то кошмар. Это аморально вообще, как рука-то поднимается. Что происходит с человеком такое ужасное, что ему живые существа начинают мешать жить?».
В последний раз голубей здесь массово убили 14 октября. «Дотравили последних», – говорит женщина.
«Сюжет об этом показали по телевидению, – рассказывает орнитолог Виталий Рябцев. – Но спустя 2-3 дня вновь появились мёртвые птицы, но теперь уже лишь несколько. Я увидел, что рядом с мусорными ящиками рассыпаны зёрна овса. Они были явно в чём-то размочены».
– Может быть, это бабушки кормили голубей?
– Нет, исключено. На моих глазах бабушка сметала этот овёс в мусорный ящик. Видимо, она знала, что это не её прикорм, и подозревала, что овёс мог быть отравлен. Они практически ежедневно тут голубей кормят. Я даже один раз видел такую замечательную картину: по дорожке идёт бабушка, а за ней, не взлетая, живой змейкой бежит большая стая голубей. А теперь все, кого она кормила, мертвы. Спросил её кто-нибудь, как она себя чувствует? Ведь травили именно там, где она их кормила. Видите, пятнышки на крыше дома? Это трупы птиц, они лежат там до сих пор. Всего их там около десятка.
– Это не может быть какая-то естественная болезнь?
– Нет. Мы видели, как умирали эти голуби. Поклевав что-то у мусорных ящиков, они пытались подняться на крышу магазина, в полёте крылья отказывали, они падали, трепыхались и умирали. Это все признаки отравления. Если бы это была болезнь, мёртвые птицы валялись бы по всему району массово, а не локальными группами у определённых дворов. Отойдите от нашего дома на 100 метров – стаи спокойно кормятся, признаков болезни нет. Зрелище было ужасное: бьётся на земле в агонии живое существо.
Люди поначалу думали, что потравами занимается управляющая компания. Но в УК заявили, что непричастны к событиям. «А зачем это управляющей компании? – рассуждает Виталий Рябцев. – Это требует и денег, и специального разрешения, да и смысла нет никакого». Местные жители уверены: это делает больной человек – и указывают то на один, то на другой балкон в местной пятиэтажке. «Говорят, что он чокнутый и вообще скоро всех соседей перетравит. Сейчас ему голуби не нравятся, а завтра сосед не понравится, он и его отравит», – качает головой женщина. «Человек занимается не только травлей, – уверен Виталий Рябцев. – Есть подозрения, что он ещё и стреляет птиц. Я каждый вечер гуляю с собакой. Однажды обнаружил, что прямо на дорожке голубь лежит. Голова разбита характерно, как бывает от выстрела духовой винтовки. Когда-то я тоже стрелял из «воздушки», потому знаю, какие следы это оружие может оставлять. Для милиции это серьёзный повод провести следственные действия».
Ленины «подобрыши»
Маньяк с Нижней Лисихи не одинок. Бухгалтер Лена (имя изменено) живёт в Юбилейном. У неё на балконе до недавнего времени жили, кормились и лечились голуби. Просто по первому образованию Лена – биолог. Недавно девятерых своих «подобрышей» ей пришлось перевести в квартиру. Женщина боится, что их просто убьют. В последнее время у подъезда она стала находить мёртвых и умирающих птиц. Тельца голубей не были разорваны, значит, это не кошки и не собаки. У двух голубей были гематомы и кровь. И люди слышали выстрелы. В середине октября Лена нашла при смерти голубя, которого когда-то вылечила голубёнком. Он задыхался, бился в конвульсиях, дома ничего не ел и не пил. Сейчас идёт третья неделя, как Лена лечит его. Птица ожила, но, скорее всего, останется калекой.
«Птах мой сегодня утром долго стоял в коробке и даже немного походил, правда, шатаясь. А под окном опять лежал на спине очередной мёртвый голубь, и около головы была лужица крови», – рассказала Лена. Это, видимо, её и добило. Лена подняла птицу, устроила шум, нашла двух свидетелей. И отвезла труп птицы в областную ветеринарную лабораторию, где её приняли, как она говорит сама, «очень добросердечно». Затем она отправилась в своё отделение милиции и написала заявление (в этом случае ветеринары делают бесплатную экспертизу). Когда Лена снова отправилась в ветлабораторию, экспертиза уже была готова по звонку следователя. «Пули в теле птицы не нашли, – рассказывает она. – Сказали, что голубь получил очень сильный удар, возможно, по голове, поскольку у него сломан клюв, и, скорее всего, оглушённый, упал на землю, при этом у него разорвалась печень».
В иркутской зоогалерее привыкли к тому, что сизарей люди начинают приносить с первыми морозами. Слабые или раненые голуби зимой гибнут. Но в этом году вал птиц пошёл уже в августе. «Некоторых просто не доносят, потому что птицы умирают по дороге, – рассказывает координатор зоогалереи Людмила Ивушкина. – Очень часто стали попадать к нам птицы с пулевыми ранениями. Скорее всего, от «воздушки». Мы можем спасти голубя, если у него повреждены крылья или лапки. Если пуля поразила внутренние органы, голову, он, скорее всего, умрёт». Сейчас в зоогалерее живёт около 30 голубей. Рядом с королевским сазаном гуляют роскошные белые голуби, голуби «кудрявые» и «в штанишках», и обычные сизари. Многие сизари-подранки уже никогда не попадут на волю: они калеки.
«Люди развлекаются, «воздушка»-то в свободной продаже, – говорит Людмила Ивушкина. – Раньше рядом с зоогалереей был тир. Устанут люди стрелять по неживым мишеням, разворачиваются и начинают палить по голубям. Я сама слышала разговор папы с сыном: «Чего ты всё по этим банкам да по банкам? Вон, голуби ходят!». Что будет с такими детьми, страшно. А вот дети, которые занимаются в зоогалерее, никогда не поднимут руку на животное».
В Интернете на форумах масса советов, как и чем убивать: ОСА, «воздушка». «Человек, у которого появляется желание убить животное, не угрожающее его жизни, имеет серьёзные психологические проблемы, – считает врач-психиатр высшей категории, руководитель иркутского «Анти-стресс клуба» Елена Скибо. – Вероятнее всего, он подвергается прессингу в обычной жизни и вымещает агрессию на беззащитных. Безнаказанность увеличивает количество и тяжесть его проступков. Никто не может поручиться, что следующим его объектом не станет человек».
Пуля для ребёнка
«Я не могу сказать, что общее количество обращений с голубями выросло, но с Нижней Лисихи в последнее время мёртвых птиц приносили несколько раз, – рассказал «Иркутскому репортёру» специалист государственной ветеринарной инспекции Иркутска Павел Ефремов. – У этих птиц не были обнаружены опасные заболевания». Ветеринары воздерживаются от резких выводов, но понятно, что означает это одно: если голуби не больны, в них стреляли или их травили. Вся загвоздка в том, что специалисты ветлаборатории определяют только опасные заболевания. А вот отравлена птица или нет, сказать не могут. Нет специальной экспертизы. Но, что голубь отравлен, можно определить и по общей интоксикации организма, и по состоянию внутренних органов.
По 245 статье УК за жестокое обращение с животным человек наказывается штрафом от 100 до 200 МРОТ, или двухмесячной зарплатой. За истязание голубя, кошки, собаки можно получить до года исправительных работ или полгода ареста. А если будет доказано, что люди издевались над животным группой, это 500-800 МРОТ, или пяти-восьмимесячная зарплата. И срок до двух лет. «По 245-й статье УК сложно подвести обвинение под убийство бездом-ных птиц, с собаками и кошками легче. Убийцы диких животных подпадают под ФЗ «О животном мире», а он не настолько совершенен, чтобы виновный не ушёл от расплаты, – говорит президент иркутского областного благотворительного фонда защиты бездомных животных «Верность» Виктория Косинская. – Но наказать можно, всё зависит от настойчивости людей».
Как сообщил «Иркутскому репортёру» заместитель руководителя пресс-службы ГУВД по Иркутской области Герман Струг-лин, в 2010 году в Иркутской области было возбуждено девять уголовных дел по фактам жестокого обращения с животными. Четыре из них направлены в суд, три находятся в производстве, два приостановлены. В двух случаях из четырёх, переданных в суд, решение уже вынесено. И не в пользу истязателей. Мучитель животных из Нижнеудинского района осуждён на восемь месяцев исправительных работ. Житель Киренского района получил два года и за то, что издевался над животным, и за незаконный оборот оружия. «Такие дела расследуются, раскрываются, и люди не уходят безнаказанными», – подчеркнул Герман Струглин.
Но Виталий Рябцев считает, что речь уже идёт не о жестокости к животным, а о хулиганстве, опасном для людей. «Основная масса мёртвых птиц в Нижней Лисихе была найдена у ящиков, но некоторые упали прямо туда, где играют малыши, – на детскую площадку, – говорит он. – Дети могут потрогать мёртвую птицу и получить микродозы яда. И кто поручится, что пулька, выпущенная из духового ружья в голубя, не попадёт в человека?». Этой осенью в городе Кировском Донецкой области 14-летнего мальчика подстрелили из пневматической винтовки. Свинцовая пулька попала в позвоночник, мальчик стал ходить только через полтора месяца. Врачи считают это чудом: по всем выкладкам он должен был остаться до конца жизни недвижимым «растением». Стреляли, по словам очевидцев, с балкона близлежащей девятиэтажки. Местные жители говорят, что именно из этого дома любили палить по воробьям. Всем было плевать на птиц, пока однажды пуля не попала в ребёнка.
После поднятой шумихи убийцы в Нижней Лисихе и Юбилейном вроде бы успокоились. «У нас и травить-то уже некого», – с горечью говорит Виталий Рябцев. А вот у Лены, похоже, ещё есть кого. Накануне выхода номера женщина позвонила нам в слезах: под окнами снова лежал мёртвый голубь.