Соло для поющего фарфора
Пластика глиняного сосуда, скульптура и живопись в керамике, художественные композиции и изделия из фарфора – таково содержание персональной выставки члена Союза художников России Ольги Копёнкиной.
Залы галереи современного искусства «Дом художника», вместившие около 60 произведений декоративно-прикладного искусства, так и подразделяются – зал фарфора и зал глины. Художница показывает своё понимание тонкой и грубой керамики. Оба материала, по словам Ольги Копёнкиной, таят бездну нераскрытых возможностей. И, судя по тому интересу, который вызвало искус-ство известного мастера у иркутян, можно сказать, что цели своей она достигла: сделала маленький праздник и для себя, и для своих учеников – вот уже десять лет Ольга преподаёт на факультете изобразительных искусств в ИрГТУ, а до этого – годы творческой работы на Хайтинском фарфоровом заводе, где она, по её собственному выражению, научилась «разговаривать» с искусством керамики профессионально.
Давайте вместе с автором экспозиции взглянем на её творения. Вот, к примеру, скульптура, декоративный сосуд «Адам и Ева». «Библейский сюжет, – поясняет художница, – запечатлён в момент, нарушивший покой Эдема. Главные герои сюжета как две тяжёлые ветви, растущие друг напротив друга. Крестообразно к ним располагаются древо жизни и древо познания добра и зла в виде прорезанных врат – одно с кроной дерева, другое – со змеем. К слову, – добавляет Ольга Копёнкина, – эта композиция сделана в переходный творческий период от фарфора к глине. Я лепила её в Мишелёвке, а обжигала в Иркутске».
Ещё одна работа – декоративное блюдо «Разгадка рук – в создании мира». Оно также имеет свою историю. В 1991 году художники Хайтин-ского фарфорового завода открыли выставку своих работ в залах областного художественного музея им. Сукачёва. Там это произведение было показано впервые. «Композиция, – рассказывает автор, – развилась из первоначальной «общепитовской» идеи рисованных яств в центре тарелки. В дальнейшем в замысел вошла тема общения человека с окружающим миром и миром внутренним (книга, музыка, культовые предметы). Руки стали главным действующим персонажем. Роспись выполнена наслоением надглазурных красок в ходе многократных обжигов для достижения определённой цветовой насыщенности».
Впечатляет и декоративная композиция «Холодное море», состоящая из шаров и ваз, пронизанных темой холодной, чистой, подвижной свежей воды. Каждая ваза – это тело вращения, увенчанное волной свободной формы. Необычный для фарфора габарит потребовал создания авторской оригинальной технологии. Её нестандартность выражена в первую очередь в глубине цвета, тонущего в толще глазури.
По-своему решена тема сибирского символа – бабра. Это керамическая скульптура из глины в виде самки зверя с детёнышами на спине.
«Вопреки изображению на гербе Иркутска, – поясняет О. Копёнкина, – мой бабр эмоциональный, живой, без традиционной для скульптуры подставки, «сковывающей» лапы».
Акцентированная пластика массивной головы с кошачьими чертами и царским ошейником противопоставлена безмятежным мордочкам котят. Смена точек обзора при экспозиции, по замыслу автора, способствует «усилению эмоционального прочтения работы», вплоть до отказа от подиума, с неожиданным эффектом выхода в зал, к зрителю.
О каждой из своих работ Ольга Копёнкина может рассказывать долго, вдохновенно, увлекая зрителей и слушателей в мир творчества – таинственный, волнующий и всегда такой неожиданный.