Импрессионист русской школы
«Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет». В справедливости этой сентенции убеждаешься, когда рассматриваешь картины известного иркутского графика, живописца Николая Башарина.
Все, кто знает художника не понаслышке, знаком с его творчеством, манерой письма, подтвердят: действительно, живописные работы, принадлежащие кисти мастера, – суть отражение характера, душевного состояния художника. Мягкий и гибкий мазок, безмятежный и спокойный, вызывает у нас, зрителей, ответное движение души – мы невольно проникаемся мироощущением автора, его преклонением перед мудростью природы, её глубиной и неприхотливостью. Недаром критики пишут об обаянии его камерного, почти интимного по интонациям творчества, заключённого в ясной простоте образной идеи, в поэтической тонкости запечатлённых сюжетов и мотивов. Николай Башарин в одинаковой степени живописец и график, мастер пейзажей и портретов.
С наглядностью это ещё раз демон-стрирует большая персональная выставка Николая Башарина, развёрнутая в выставочном зале Иркутского областного художественного музея. Посвящённая 70-летнему юбилею мастера, она буквально покоряет лирическим, задушевным звучанием, изяществом простоты и одновременно глубиной. «Осенняя сюита», «Иркут-ская улочка», «Светлый день», «Весна» – так увидеть природу, свой родной город мог только человек очарованный, человек, для которого нет необходимости удивлять зрителя, тем более его эпатировать. А работы в жанре портрета! В них мы опять же узнаём манеру Башарина: здесь и любовь к человеку, и мягкий юмор, а подчас и гротескность; взять, к примеру, многочисленные портреты коллег – иркутских художников. На нас смотрят такие узнаваемые Андрей Рубцов, Александр Муравьёв, Валерий Чевелёв и другие. Что ни работа, то экскурс в характер. Своеобразным признанием в любви можно назвать портреты дочери, жены, матери, близких друзей. Вот мнение искусствоведа Тамары Драницы, которая немало сделала для того, чтобы юбилейная выставка Николая Башарина состоялась.
«В станковой графике, – отмечает Тамара Григорьевна, – почти нет чистых портретов. Николай Петрович предпочитает жанрово-портретные композиции, в которых преобладают изображения женщин с задумчивыми и одухотворёнными лицами. Живописные женские портреты тонко нюансированы. Мягкая, неторопливая манера, нежные, пастельные цветовые соотношения, живая, чуждая всякой постановочности композиция вовлекают зрителя в поэтический мир чувств и переживаний личности или в волнующую атмосферу ню. О приверженности художника русской живописной традиции с её проникновением в духовную составляющую говорят и многочисленные автопортреты».
«В пейзажной живописи и графике, – продолжает Тамара Драница, – Николай Башарин не изменяет своему главному творческому принципу: идти от непосредственного, живого контакта с природой (рисунки с натуры) к обобщённому образу. Художник пишет природу, лишённую всякого внешнего, декоративного глянца: тихую, скромную, ласковую. Сахалин, Таймыр, Камчатка, Алтай, Вологда, Саяны, Байкал – вот неполная география пейзажных мотивов Николая Петровича. Но ближе художнику «своя» пейзажная лирика, исполненные тонкой ностальгии уголки старого Иркут-ска, неброская красота окрестных лесов и полей, деревья и цветы».
А вот что говорят о юбиляре его друзья-художники.
Александр Муравьёв: «Как человек Николай Петрович очень мягкий, добродушный, но внутренне очень убеждённый в своей правоте. Башарин никогда не изменял своим принципам в искусстве, он только всё время обогащал и накапливал мастерство, развивался в пределах своих принципов. Николай Петрович – замечательный, тонкий живописец, он очень деликатно обращается с холстом, не перегружает его. Николай – импрессионист русской школы…».
Валерий Чевелёв: «Николай Петрович – удивительный человек. Он уже с детства понял, что будет
художником. Он всегда интересно рисовал, настоящее искусство для него начинается с рисунка. Но постепенно перешёл на живопись. Если он пишет пейзаж, то здесь основное – найти живописную лёгкость. Добрый, обаятельный, Николай всегда был и остаётся душой компании, душой в общении. Не любить его невозможно…».
Уже после открытия выставки, где было сказано немало тёплых и проникновенных слов в адрес юбиляра, я заглянул к нему в мастерскую по улице Фридриха Энгельса. Удивили непривычная пустота, почти голые стены: большинство его законченных работ – живописных, графических – на время перекочевало в выставочный зал. Хозяин лукаво улыбнулся: мол, решил немного отдохнуть от своего «импрессионизма». Надеюсь, долго скучать не придётся.