Наши в Питере: не прошло и полгода
Для многих людей Прибайкалье стало стартовой площадкой, откуда они – талантливые актёры и писатели, крепкие инженеры и перспективные управленцы – уходят далеко за пределы Иркутской области, навстречу новым возможностям и новым проектам. Вот мы и решили: а почему бы нам не прослеживать время от времени их дальнейшую судьбу, карьерные успехи и профессиональные достижения? Представляем: Сергей Эмдин.
Весной 2010 года в компании ОАО «Иркутскэнерго» сменился топ-менеджер. Сергей Эмдин покинул пост генерального директора, чтобы возглавить консорциум «Воздушные ворота северной столицы» в Санкт-Петербурге. На новом посту его ждала сложнейшая задача: компания приступила к реализации проекта комплексной реконструкции аэропорта «Пулково», включающей реконструкцию старого и строительство нового терминала и всей инфраструктуры, в том числе очистительных сооружений и энергоцентра. Задача была поставлена более чем амбициозная: не только обеспечить надёжную и бесперебойную работу одного из крупнейших аэропортов страны на долгую перспективу, но и согласовать интересы инвесторов с общими стратегическими задачами, стоящими перед страной в целом.
О том, что аэропорту «Пулково» необходимо развиваться, власти Санкт-Петербурга говорили давно. Сегодня аэропорт пропускает ежегодно около восьми с половиной миллионов пассажиров, сюда летают 74 авиакомпании дальнего зарубежья, 26 авиакомпаний СНГ и 120 российских. Однако дальнейшее развитие сдерживает устаревшая инфраструктура. Стратегия развития аэропорта предусматривает ввод в эксплуатацию нового современного терминала, который позволит увеличить пропускную способность до 14 миллионов человек в год, с перспективой довести к 2025 году количество пассажиров до 22 миллионов. В будущем «Пулково» может стать крупнейшим аэропортом не только на северо-западе России, но и во всём Балтийском регионе.
Построить новый пассажирский терминал и реконструировать существующий планируется к концу 2013 года. Реализовать эти планы должен консорциум «Воздушные ворота северной столицы», который в 2009 году выиграл конкурс на право реконструкции и управления ОАО «Аэропорт «Пулково». Его участниками являются банк ВТБ Капитал (57,5%), компания Fraport AG (35,5%), лидирующий мировой оператор аэропортов со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне, и Horizon Air Investments (7%), дочерняя компания греческого строительного и инвестиционного конгломерата Copelouzos Group.
Инвестиции в проект должны составить около 1,2 миллиарда евро. Это огромная сумма, причём 440 миллионов евро предоставят акционеры, а ещё 800 миллионов консорциум планирует получить через евросиндицированный заём сроком на 15 лет. Перечень банков, которые готовы предоставить кредитную линию, впечатляет: Европейский банк реконструкции и развития, IFC и ВЭБ, Евразийский банк развития, Черноморский банк торговли и развития, Северный инвестиционный банк.
На этом этапе совету директоров консорциума ВВСС понадобилось подобрать кандидатуру генерального директора. Нужен был человек, имеющий опыт руководства крупной компанией, отвечающий западным критериям ведения бизнеса, не ангажированный с политическими или финансовыми силами внутри России. Выяснилось, что «скамейка запасных» среди менеджеров, способных занять такую должность в России, относительно невелика. Среди других кандидатур была названа и кандидатура Сергея Эмдина, генерального директора энергетической компании в Сибири.
И всё-таки когда акционеры доверили Сергею Эмдину руководство этим проектом, многие не смогли скрыть удивления: энергетик – и
аэропортовое хозяйство? Во-первых, не только энергетик, скорее высококвалифицированный менеджер сложных бизнес-процессов. Начав как бизнес-аналитик в компании McKinsey, за десять лет Сергей Эмдин поработал заместителем генерального директора ОАО «Ульяновский автозавод», исполнительным, а затем и генеральным директором «Иркутск-энерго», после чего возглавил компанию «ЕвроСибЭнерго», а в кризисный период снова вернулся в «медвежий угол» – в «Иркутскэнерго», совместив должности.
Репутация Эмдина как топ-менеджера была безупречной, об этом свидетельствуют отличные показатели компаний, которыми он руководил. За время работы в «Иркутск-энерго» Сергей Эмдин недрогнувшей рукой вывел за рамки компании непрофильный бизнес и добился значительного сокращения издержек, ввёл систему тотальной оптимизации производства. При нём же стартовала обширная реконструкция и модернизация Иркутской энергосистемы, включая известный проект «Малый юг», сооружение вантового перехода через Ангару в Иркутске. Своевременно начатая программа замены рабочих колёс на Братской ГЭС сняла многие вопросы, которые возникли у государства к энергетикам после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
И всё же главные плюсы Сергея Эмдина – это коммуникабельность, политическая неангажированность и репутация руководителя с современным бизнес-мышлением, которое базируется на качественном образовании. После окончания Санкт-Петербургского государственного университета он окончил Канзасский университет и получил степень МВА в Гарварде. Возможно, именно степень МВА стала для него золотым ключиком, открывшим дверь на лестницу, ведущую вверх. В одном из своих интервью Сергей Эмдин как-то признал: знает по своему опыту, что когда работодатель в большой компании или корпорации принимает кадровое решение, то, выбирая между двумя перспективными сотрудниками, при прочих равных качествах он всегда отдаст предпочтение обладателю степени МВА – гаранта системного мышления.
Новое назначение поставило перед Сергеем Эмдиным новые задачи. В первую очередь, это реализация масштабного строительства. В «Пулково» предстоит возвести новый единый пассажирский терминал общей площадью около 165 тыс. кв. м, который будет обслуживать все пассажирские операции – регулярные и чартерные, внутренние и международные рейсы. Терминал будет состоять из зала отправлений и аэропирса, который предоставит доступ к выходам («гейтам») и позволит разделить прибывающих и вылетающих пассажиров на двух уровнях. Теперь в «Пулково» будет не менее 20 выходов на посадку и высадку, а примерно 75% всех пассажиров будет обслуживаться с помощью посадочных рукавов. После завершения строительства существующий терминал «Пулково 1» должен будет интегрироваться в единую структуру аэропорта. По проекту новый терминал будет соединён со старым крытым переходом, а само здание будет трёхэтажным, плюс запланирован подземный цокольный этаж. Перед терминалом появится двухуровневая транспортная галерея, за ней – станция скоростного трамвая. Проект предусматривает не только строительство нового пассажирского терминала, но и развитие привокзальной коммерческой недвижимости, возведение гостиницы, бизнес-центра и офисных площадей, а также реконструкцию существующих объектов инфраструктуры.
Генеральным проектировщиком и ведущим техническим консультантом выбрана компания Ramboll, имеющая многолетний опыт в сфере проектирования, строительства и эксплуатации терминалов и аэропортовой инфраструктуры по всему миру. Её специалисты принимали участие в проектировании таких британских аэропортов, как «Хитроу», «Лутон» и «Гэтвик». До конца года консорциуму ВВСС предстоит на закрытом тендере определить генерального подрядчика строительства. Сергей Эмдин уже заявил, что, по предварительным данным, в нём примут участие пять-семь компаний, в основном западно-европейские. По его словам, в настоящее время на месте строительства проводятся работы, которые позволят генподрядчику, как только он будет выбран, сразу заняться строительством. Освобождается площадка для строительства, начинаются работы по созданию свайного основания нового терминала.
По словам Сергея Эмдина, ему потребовалось несколько месяцев, чтобы «насытиться» техническими данными и погрузиться в тему достаточно глубоко. Для этого он не только штудировал технические книги, но и общался со специалистами. Это дало ему возможность говорить на одном языке с другими менеджерами отрасли. Не нужно забывать, что помимо масштабных задач, стоящих в области строительства, перед консорциумом «Воздушные ворота северной столицы» поставлена задача повседневного управления действующим аэропортом: с 29 апреля 2010 года к ВВСС на тридцать лет перешла вся ответственность за аэропортовую деятельность «Пулково».
Конечно, решать эти вопросы приходится не в одиночку. Для того, чтобы проще было внедрять ноу-хау, используемые в управлении аэропортами за рубежом, некоторые ключевые позиции – например посты директора по производству и финансового директора – заняли высококвалифицированные менеджеры одного из акционеров, компании Fraport.
Со своей стороны Сергей Эмдин привнёс в компанию обширный опыт управления крупными производственными комплексами, реализации стратегических проектов и доскональное знание бизнес-процессов с учётом всех особенностей российской действительности. В том числе ответственность за то, что он делает.
Было ли просто Сергею Эмдину уходить из стабильной компании, которую за восемь лет он узнал как свои пять пальцев? Из области, в которой он прочно удерживал место одного из лучших руководителей региона? Какие чувства испытывает он сегодня, когда, с одной стороны, есть ожидания инвесторов и серьёзные международные обязательства, а с другой – от всего аэропорта будущего пока только несколько сотен бетонных свай, вбитых в раскисшую землю? Наверное, в первую очередь – азарт. А ещё радость от возможности быть первым. От того, что нет ощущения карьерного «потолка» над головой, что приходится торить путь там, где ещё нет чужой колеи.
P.S. Кстати, как стало известно редакции, предварительные переговоры о возможном включении иркутского аэропорта в сферу интересов инвесторов «Пулково» могли бы состояться на минувшем Байкальском экономическом форуме. Но наш регион, несмотря на все инвестиционные проблемы в данном направлении, пока интереса не проявил.