Театр без юного зрителя
Иркутскому ТЮЗу не позволяют вернуться в родные пенаты
«Восточка» не единожды била тревогу о грозящей Иркутскому областному театру юного зрителя имени А. Вампилова перспективе остаться без своего здания на ул. Ленина, 13. Здания, с которым связана вся история этого театра. Подобный зигзаг – вне логики и разума – в судьбе островка искусства и культуры, практически единственного для детей и юношества Прангарья, вот уже более восьмидесяти лет ревностно пекущегося о духовном мире подрастающих поколений, казался немыслимым, невозможным. Да что там – просто абсурдным.
Но на дворе рыночные времена. Конфликт идеального с прагматичным – в этом суть закулисной схватки за обладание ТЮЗовским домом. У сторон заведомо неравные весовые категории. Представьте себе ринг, где против спортсмена легчайшего веса, в просторечии «мухи», выходит тяжеловес. Вместо боя болельщики увидят трагифарс.
В этот игровой жанр и оказался втянутым помимо воли один из старейших в стране ТЮЗов, по свидетельству его директора, заслуженного работника культуры России Виктора Токарева.
– Театр уже десять лет сидит на чемоданах. Наша позиция на сей счёт остаётся незыблемо твёрдой, какой она была и 15, и 20 лет назад. Ведь вопрос о реконструкции здания на улице Ленина, 13, признанного памятником истории и культуры регионального значения, возник ещё в начале 1980-х годов. Почему? Перекрытия над сценой и высоким фойе были аварийными. Их в 1987 году поменяли с деревянных на металлические заодно с полной заменой верхнего пояса кирпичной кладки. В 90-х, в пору моего уже директорства, от потолка и стен стали отходить консоли, которые идут по периметру зрительного зала. Они могли обрушиться в любой момент. Специалисты, устранив эту опасность, дали гарантию лишь на три-пять лет.
Затем, уже во второй половине девяностых, подключился «Промстрой-проект», начав готовить проект реконструкции театра и всего комплекса зданий, которые выходят на улицы Карла Маркса и Красноармейскую. В то время была идея создать на базе ТЮЗа областной центр эстетического воспитания детей. Я своими глазами видел и проект, и штатное расписание, и концепцию, предусматривающую даже гостиницу для юных талантов Приангарья и ресторан для обучения их культуре питания. Это помимо музыкальных, танцевальных и собственно театральных студийных помещений. Но… Не нашли денег, и уникальный проект заглох.
– Это всё хоть и очень любопытная, но предыстория, Виктор Степанович. Позже, как известно, область выделила девять миллионов рублей и федеральный бюджет «расщедрился» дополнительно к ним на полмиллиона для оплаты нового проекта реконструкции…
– …который был разработан иркутскими специалистами по нормативам столичного института «Гипротеатр» и предусматривал 13 тысяч квадратных метров под нужды современного детско-молодёжного театра. То есть не с потолка взят проект, не от фонаря родился. Иначе он просто не получил бы положительного заключения Глав-госэкспертизы. Более того, наш «Промстройпроект» уже готов был выдать и рабочие чертежи на рытьё котлована и укрепление фундаментов.
– Тут и грянул гром?
– Поистине гром. Росимущество в лице ФГУП «Распорядительная дирекция Минкультуры РФ» поставило нас перед фактом, что здание теперь является федеральной собственностью. Ситуация выглядела нелепо. Ведь КУГИ выдал справку, что здание ТЮЗа числится в реестре областной собственности. Выяснить же, как, когда и по чьему распоряжению сменился собственник, по сей день не удаётся.
– И пластинку заело?
– Да, с того момента мы, как ни бьёмся, не смогли продвинуться ни на шаг. Хоть и говорят «не буди лихо, пока оно тихо», я назову камень преткновения. Это то самое федеральное государственное унитарное предприятие «Распорядительная дирекция». В конце концов мы вынуждены были заключить с ним договор о безвозмездном предоставлении ТЮЗу в аренду здания, которое является для нас родным домом. Язык не поворачивается говорить в прошедшем времени: являлось. А по всему выходит, что прав Ивлин Во: «Ничто, в сущности, не принадлежит нам, кроме прошлого». Реконструкцию обещали к 350-летию Иркутска. Теперь о ней вообще замолчали.
– Виктор Степанович, по нынешним временам эмоции как довод в расчёт не берут. Да и раньше слышалось: факты, факты давайте!
– А разве это не факт, что ТЮЗ остаётся без собственной крыши? Ведь здание филиала на Ленина, 23, где мы по определению временщики и где постоянно латаем протекающую по сей день кровлю, а в придачу поочерёдно подновляем то кассу, то гардероб, то фойе, тоже требует капитального ремонта. Разве не факт, что зрительный зал здесь не приспособлен для детей? С первых рядов им видно полчеловека, с дальних – лишь часть сцены, а плохая акустика заставляет актёров надрывать связки. И разве не факт, наконец, что театр втянули в порочный круг «мышьей беготни»?
– Это вы о чём? О килограммах бумаг, составленных министерскими клерками разных уровней в ответ на депутатские запросы и ваши бесчисленные письма-обращения о переводе здания ТЮЗа из федеральной собственности назад, в областную? Читала. Просвета не обнаружила – сплошной туман и неопределённость.
– Вот, вот. Мы и гонца многократно в Москву засылали: мой заместитель Ольга Якубовская лично не раз и не два обошла высокие кабинеты. Что удивительно, возражений нет! Все вроде согласны. Кроме той самой «Распорядительной дирекции», наделённой правом хозяйственного ведения. У неё на эту недвижимость свои планы, в кои нас не спешат официально посвятить. По слухам, на месте театра имени А. Вампилова запроектирован офисно-торговый центр с… камерным театром.
– Определение «камерный» ассоциируется с чем-то крохотным.
– То-то и оно. Тогда как Иркутску и, шире, Приангарью давно и позарез требуется подлинно современный молодёжный театр, оборудованный по последнему слову сценической техники. Если, конечно, мы всерьёз, а не ради красного словца говорим, что растущее поколение – наше будущее. Или детей вывели за скобки? Это не риторический вопрос.
– Министерство имущественных отношений Иркутской области подало исковое заявление, оспаривая право федеральной собственности на комплекс зданий, включая ТЮЗовское. Оставим без внимания юридические нюансы, в них пусть разбирается суд. Сейчас вы на что надеетесь? На его решение?
– В арбитраже роль театра пассивна, мы там – третья сторона. Сейчас вампиловцы рискуют лишиться своего намоленного дома, иркутская малышня и подростки, соответственно, – духовного окормления. Моя надежда на то, что мысль о последствиях в случае реализации такой угрозы должна ранить общественность. Мы сохранили ТЮЗ, когда всё вокруг рушилось и распадалось. Мы и во временном своём пристанище, чересчур затянувшемся, делаем всё, чтобы оставаться любимым театром для многих и многих наших поклонников. Проводим гастроли, выпускаем от пяти до восьми и более премьер в сезон, открыли малую сцену и литературный клуб «Элегия», предлагаем проекты на соискание грантов, укрепляем труппу талантливой молодёжью… Мы хотим и дальше развиваться, поднимая планку. Поэтому моя надежда – на справедливость. На ясную и чёткую позицию власти. На поддержку родителей, школ и вузов, прессы, творческой интеллигенции.
– Отстоять здание ТЮЗа – дело чести иркутян?
– Вампиловцы просто измучены ожиданием начала реконструкции. Иначе, как написал наш земляк Евгений Евтушенко, «или в этом есть бесстыдство, или вовсе нет стыда».