издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирские резервы

В Улан-Удэ состоялось расширенное заседание Совета при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе Викторе Толоконском. В нём приняли участие главы регионов Сибири, а также руководители органов законодательной власти субъектов. Основным вопросом, который обсуждали на заседании, стала стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года.

В состав делегации от Иркутской области во главе с губернатором Дмитрием Мезенцевым вошли спикер Законодательного Собрания региона Людмила Берлина, заместитель губернатора Виктор Игнатенко, депутаты и члены правительства Приангарья.  Обсуждали тему внедрения инноваций в экономику Сибири, молодёжную политику, региональные антинаркотические программы, энергоресурсосбережение и целый ряд крупных экономических проектов.  Самой обсуждаемой темой стала реализация стратегии социально-экономического  развития Сибири на ближайшие 10 лет. С докладом на эту тему от региона выступила Людмила Берлина.

Тема тем более актуальная для нас, что в регионе идёт работа над принятием закона «Программа социально-экономического развития Иркутской области 2011–2015 годов». «Вопросы экономического развития, задачи сохранения социальной стабильности  и решения социальных проблем должны рассматриваться одновременно, а не последовательно, и это наша  ключевая позиция», – заявила Людмила Берлина. Именно поэтому 2011 год обозначен  годом парламентского контроля. «Мы планируем за счёт широкого использования всех возможных форм   депутатской деятельности продолжать  мониторинг самых актуальных тем, которые касаются жизни людей. Это и тема реформирования бюджетных учреждений, и вопросы тарифов на услуги ЖКХ, и различные аспекты муниципальной реформы», – констатировала Людмила Берлина. Значит, региональный парламент должен становиться одним из центров общественного обсуждения механизмов решения стоящих перед областью задач и проблем. 

Сейчас перед областью стоит задача реализовывать комплексную работу, направленную на повышение доходной базы регионального бюджета, который к 2015 году должен стать бездефицитным. Это, в свою очередь,  требует не только  повышения эффективности политики по сбору различных налогов, но и прежде всего развития конкурентоспособных производственных сил, способных сделать вклад в увеличение валового регионального продукта. Это не так просто. 

«Работая с представителями малого и среднего бизнеса, мы очень часто слышим от предпринимателей такие слова: «Мы готовы развиваться, готовы брать кредиты, закупать оборудование, привлекать специалистов. Нам необходимо только одно – чётко обозначенные приоритеты от государства и гарантии стабильности этих приоритетов», – заметила спикер ЗС. Другими словами, бизнес выражает готовность работать в условиях, когда провозглашённые сегодня государством цели и задачи не будут пересматриваться завтра и потому могут быть положены в основу бизнес-планирования долгосрочных стратегий развития. Именно эти условия  власть должна обеспечить, принимая любую стратегию на федеральном или региональном уровнях.  

Очень многое было сказано о модернизации экономики субъектов. Инноваций хотят все. Они должны стать стержнем экономики. Только не все понимают, как этого добиться. Сибирский Федеральный округ по показателям экономического роста находится на предпоследнем месте, обгоняя только Южный округ. Причём раньше мы показывали лучшие результаты, так что можно говорить о тенденции постепенного отставания сибирских регионов. 

«С 1 января 2009 года и по настоящее время экономика Сибири потеряла 7,5 тысячи хозяйствующих субъектов, – привёл данные заместитель полномочного представителя президента РФ в СФО Владимир Псарёв. – Во всех регионах, за исключением Тывы, численность работников, по состоянию на начало сентября, остаётся ниже, чем в прошлом году. Кроме того, в этом году по всему Сибирскому округу впервые за последние три года зафиксирована общая миграционная убыль населения». 

Очевидно, что задачей органов власти становится проведение такой политики, которая  стимулирует поиск, разработку и внедрение инноваций, в том числе в малом бизнесе.  «При этом очень важно, чтобы у людей появлялся интерес к созданию и внедрению новых технологий, чтобы была мотивация начинать свой бизнес с нуля.

Мы должны сформировать такие правовые механизмы (возможно, через соответствующий закон об инновационной деятельности), которые не только обеспечивали бы спрос и заказы на инновации, но и увязывали бы его с конкретными проектами стратегии развития Сибири и программы социально-экономического развития Иркутской области», – констатировала Людмила Берлина.

Очевидно, что реализация ресурсоёмких, дорогостоящих проектов стратегии развития Сибири возможна только при участии крупного частного капитала. Для этого, в свою очередь, необходимо существенное повышение инвестиционной привлекательности регионов. Стоит задача устранения административных барьеров ведения бизнеса, развития института государственно-частного партнёрства, формирования регионального законодательства об инвестиционной деятельности. Необходимо решение целого ряда прикладных вопросов, связанных с развитием инфраструктуры, выделением земельных участков. При этом задача упрощения процедуры выделения земель для строительства жилья, объектов промышленности и инфраструктуры требует внимания и на федеральном уровне.

Большой блок вопросов был посвящён науке и образованию. Без образования нет ни развития, ни инноваций. Тем более система подготовки кадров  должна быть завязана на программу социально-экономического развития. 

– В конце следующего года на Богучанской ГЭС сдадут три блока, значит, будет строиться Тайшетский алюминиевый завод, – говорит вице-спикер ЗС Иркутской области Геннадий  Истомин. – Там возникнет потребность в 3 тыс. рабочих. А где у нас готовят электролизников и анодчиков? Кто поедет, например, из Братска в Тайшет, где нет ни северных добавок, ни инфраструктуры, ни условий?  

Уже сейчас пора подумать об этом и, возможно, перенять опыт Бурятии, где в систему образования внедрён госзаказ. Развивая  муниципальное образование по индикативным показателям, соседи заранее начинают готовить кадры в рамках госзаказа для новых производств.  

«Сибирские регионы являются своего рода конкурентами, когда представляют свои интересы в федеральных ведомствах, когда привлекают партнёров и инвесторов в свои собственные программы развития, – подвёл итог губернатор Иркутской области  Дмитрий Мезенцев. – Но мы не имеем права замыкаться только в своей географической территории. Мы можем и должны объединять программы развития. И институт полномочного представительства – та площадка, где мы можем сверять и балансировать наши планы социально-экономического развития».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры