издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Истоки града иркутского

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ, для «Восточно-Сибирской правды»

Не будет преувеличением сказать, что приближающийся 350-летний юбилей Иркутска является хорошим стимулом для различного рода инициатив. Это не только реконструкция и строительство новых сооружений и объектов, благоустройство скверов и площадей, улиц нашего старинного города.

Активное участие в предюбилейных хлопотах принимают творческие коллективы – музыканты, артисты, художники. Своеобразной акцией в рамках подготовки к юбилею стала выставка известной иркутской художницы Татьяны Ларёвой. Один из самых вместительных залов музея истории Иркутска отдан под экспозицию, в которой показано 12 живописных полотен, повествующих о людях и событиях, напрямую связанных с биографией славного города на Ангаре. Выставка впечатляет и масштабом замысла, и экспрессией красок. Впрочем, предоставим слово самой создательнице уникальной серии. 

– Выставка «Иркутск исторический», – сказала Татьяна Григорьевна, – это не просто выставка. Скорее, это проект, посвящённый юбилею города, даже не конкретно какой-то дате, а интереснейшему историческому пути от глубинного прошлого до дня сегодняшнего. Очень точное определение – «заглянуть в глубину веков», словно заглянуть в колодец. Говорят, что в глубоком колодце даже днём можно увидеть луну и звёзды. И чем больше я всматриваюсь в то самое историческое прошлое нашего края, тем больше вижу сюжетов и образов.

Ни в коем случае это не конъюнктурная поспешная реакция на ожидающиеся юбилейные торжества. Над многими темами я работаю уже много лет. Например, «Сибирская Азия». Какими они были, наши предшественники? Русоволосыми и светлоглазыми, как «Алтайская принцесса», или смуглолицыми, с раскосыми, быстрыми, как собольки, чёрными глазами сродни американским индейцам? Языческий период прошли все народы мира, только в разное время, и эхо этой цивилизации сохранили коренные сибир-ские народы. «Пробуждение бубна», «Обряд инициации», «Цыдып» – это лишь малая часть цикла, представленная на выставке.

Не стоит скрывать, что Сибирь издавна была чистилищем общества и прибежищем для лихих людей. Наводящие ужас «кошевники» и беглые каторжане – прообразы «разбойничков сибирских» (несколько картин из этого цикла входят в разделы «Смутное время» и «Тени большого города», которые не попали в экспозицию). 

Никонианский раскол, старообрядчество – одно из самых драматических событий отечественной истории тоже тесным образом связано с Сибирью. Оно представлено в картине «Переезд протопопа Аввакума из Илимского острога в Иркутский» и воссоздано по описанию путешествия самого «неистового протопопа» в знаменитом «Житии».

Одной из наиболее ярких страниц истории православия стала деятельность Иннокентия Иркутского (Кульчицкого). Мне удалось найти объяснение трагедии его неосуществлённой миссии в Китае. И как продолжение этой темы была написана картина «Русские послы в императорском дворце». На холсте изображена живописная группа во главе с Саввой Рагудзинским, сербом по национальности, соратником Петра. Для создания картины я специально ездила в Пекин и работала на натурном материале.

Отдельно звучит тема «Русская Америка». Из этой серии показаны работы «Дорога из Иркутска в Петербург», «Поиск компаньонов», на которых изображены Григорий Иванович Шелихов, Наталья Алексеевна с сыном, семейство Голиковых и сопровождавшая их итальянская певица, дававшая концерт в доме Гаврилы Державина в Петербурге. В этом же разделе портреты супругов Эделин и Леонида Полевых, для написания которых также была совершена поездка в Америку.

Заявкой на новую тему стала картина «Торговая площадь». Тихвинская площадь на фоне кафедрального собора совмещает разновременные и разносюжетные линии. Здесь и русские купеческие лавки: мясные, хлебные, квасные – и китайские, и бурятские. Чем торговали? Продавали подводы, бочки с рыбой и икрой, мёд, кожи, косы, дёготь. Охотники привозили «мягкую рухлядь» – дорогих соболей, песцов и лис. На них шапки беличьи, шубы волчьи. Знавали иркутяне и ароматный китайский чай, который пили из тончайшего фарфора, и носили одежды из натуральных шелков. Картина только начата, и так хочется передать всю пестроту, весь разгульный азарт торга и развлечений: скоморохи, раёшники, мужик привёл ручного медведя и начал борьбу с ним, их обступил разночинный люд, купцы, босяки, цветисты кофты и юбки, яркие платки и долгополые шубы. Всё кипит, клокочет.

На выставке, по словам Ларёвой, показаны картины, которые являются не результатом, а процессом работы над проектом. Его тематика может расширяться, обогащаться деталями и персонажами. Художница надеется, что иркутяне смогут стать не только зрителями, но и участниками проекта. Автор будет благодарен за интересные идеи и воспоминания, за какие-либо документы, фотографии, чертежи и другие вещественные материалы, а также за понимание и духовную поддержку со стороны истинных патриотов нашего славного города.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры