Дорога мечты
В конце октября транзитный поток пойдёт мимо Иркутска
В эти дни дорожники постоянно находятся на пусковых объектах. Следят за тем, как укладывается последний слой асфальтобетонного покрытия, укрепляются откосы, облагораживаются мосты и автостоянки на построенных и отремонтированных за лето магистралях. Словом, венчают сезон. Каким он выдался для федеральных дорожников, чем они порадуют нас в 2010 году, интересуюсь у начальника управления дороги Красноярск – Иркутск Александра Суслова.
– 2010-й был для нас годом тяжёлым. Холодная зима, затянувшийся приход весны. 7 апреля у нас шёл снег, а 30-го наступило резкое потепление и начался обильный паводок. В канун первомайских праздников в результате резкого повышения температуры воздуха, обильного снеготаяния произошёл размыв проезжей части Московского тракта в районе деревни Тулюшка. Уровень паводка оказался выше всех прогнозов, старая железобетонная труба не справилась с ним, вода пошла через дорогу, и 400-метровый участок оказался затопленным. На сутки было парализовано движение автотранспорта.
Пришлось принимать срочные меры: перепроектировать участок на новые высотные отметки, строить и ремонтировать 5,5 километра дороги. И не только в месте затопления, но и в самом посёлке. Старую бетонную трубу, которая была наполовину разрушена, заменили металлической гофрированной диаметром три метра, сделали земляное полотно, уложили два слоя асфальтобетона, установили новое освещение.
Аналогичная ситуация сложилась и на участке 1516–1518 км в районе посёлка Шарагул. Там тоже пришлось менять искусственное сооружение, класть гофрированную трёхметровую трубу, отсыпать и асфальтировать 1,5 км дорожного полотна.
– Вы начали большой ремонт в Усолье-Сибирском. Успеете завершить работы до наступления холодов?
– Я в этом не сомневаюсь. На 12-километровый участок в черте города выделено 118 млн. рублей. Там работают три подрядчика: ООО «Топка», ООО «Сибна» и ОАО «Дорожная служба Иркутской области». На ремонтируемом участке частично фрезеровали верхний слой покрытия, переустраивали инженерные коммуникации. Также подняли трамвайные пути, поставили восемь километров нового бордюра из гранитного камня, опоры освещения, восстановили все светофоры. При этом заменили их на новые светодиодные энергосберегающие лампы. Добавьте сюда благоустройство, озеленение, газоны, разделительную полосу… Асфальтовые дела будут закончены на днях, а полностью завершим работы к 4 ноября.
На дороге «Вилюй» отремонтировали два трёхпролётных железобетонных моста через реки Долму и Долоновку. А ещё на магистрали М-53 и «Вилюе» сделали 80 км поверхностной обработки. Всего на ремонт было выделено около 300 млн. рублей, все объекты сдадим до конца октября, выделенные средства будут освоены.
– А как обстоят дела на обходе Иркутска, запуска которого жители областного центра ждут не дождутся?
– Недавно мы подвели итоги работы управления за последние десять лет. Не может не радовать ежегодное увеличение финансирования. Если общий объём финансирования в 2000 году составлял 340 млн. рублей, в 2005-м – 755 млн., то в 2010-м планируем выйти на 3,7 млрд. Кстати, нынче у нас будет самый большой за последние десять лет объём ввода – 34,4 км дорог и 543 погонных метра мостов. Это 24-километровый обход Иркутска и 10-километровый участок дороги
М-53, примыкающий к обходу Тайшета. Работы по обходу Иркутска на завершающей стадии. 28 октября на объект приедет госкомиссия с представителями Росавтодора, Минтранса и областной администрации. Ленточку разрежем 29-го на Иркутном мосту, который так понравился недавно министру Игорю Левитину.
Дорога получилась красивой, правильно вписанной в ландшафт, хотя и непростой в исполнении. Одной земли на ней перелопачено более 3 млн. куб. м, уложено два десятка водопропускных труб диаметром от полутора до пяти метров, переустроены ЛЭП, линии связи, водопроводные и канализационные сети… А ещё возведены два моста и две путепроводные развязки в местах соединения с федеральными магистралями М-53 и М-55 «Байкал».
На данный момент завершены работы по примыкающим к дорогам М-53 и М-55 развязкам и мостам через реки Вересовку и Иркут. Кстати, 300-метровый Иркутный мост, что в районе посёлка Пионерск, – единственный такого рода на наших автомобильных магистралях. Это первая конструкция системы с неразрывной металлической балкой, на нём смонтировано полторы тысячи тонн металла.
Объект возводился не просто и экономно, под его строительство был задействован лишь один карьер на правом берегу Иркута. Что касается левого берега, то весь грунт использовали из выемок. Около трёх миллионов кубометров было взорвано, разработано и перемещено тяжёлой техникой. Участки с большими уклонами укреплены георешёткой. Её уложили на обходе в пределах 15 тыс. кв. м. Технология отличается от традиционной, которая быстро разрушается при наших температурных режимах. А георешётка заполняется природным камнем с высокой прочностью, затем она зарастает травами и служит вечно.
На обходе уложено более двух десятков металлических гофрированных труб диаметром от 1,5 до 5 метров. В районе пересечения с дорогой на Селиваниху есть скотопрогон, то есть место миграции для животных, там выставлено более 20 км металлических барьерных ограждений, позже будут установлены камеры видеонаблюдения, автоматические счётчики интенсивности движения автотранспорта, большое электронное табло для информирования водителей о состоянии дорожного покрытия. Обход – это прежде всего улучшение условий движения для транзитного транспорта. Это комфортное движение как по скорости, так и по времени. Кстати, к нам уже поступило несколько заявок по размещению объектов сервиса: мотелей, автозаправочных и станций технического обслуживания и других.
– В 2008 году руководством управления дорог «Прибайкалье» подписаны приёмочные акты на содержание дороги «Вилюй». Какая на ней обстановка сейчас?
– Ежегодно на содержание дороги выделяется 100 млн. рублей. Сейчас ведутся предпроектные проработки по проложению трассы от Верхнемарково до Якутии. Когда будет согласован окончательный вариант, начнётся рабочее проектирование по строительству. У нас 700 километров трассы от Тулуна до Верхнемарково, на ней 58 мостов, один из них около 500 метров, через р. Илим. Надо эту дорогу достроить и закрыть 800-километровый разрыв между Якутией и Приангарьем.
В этом году приступили и к реконструкции моста через Оку на 1626-м км дороги М-53 «Байкал». Там предстоит заменить несколько пролётных строений, расширить проезжую часть до 11 метров – под вторую техническую категорию. Нынче провели конкурс, определили подрядчика. Сейчас ведутся работы по сооружению объездной дороги и временного разборного металлического моста, который будет использоваться в течение двух лет. Старый же полностью разберут, а затем соберут заново.
Так что, как ни тяжело было в нынешнем году, в 2011-м будет ничуть не легче. Будем приводить свои дороги в нормальное состояние. Наши специалисты должны обеспечить им надлежащий уход.