Сибирская миссия
В Улан-Удэ состоялось юбилейное заседание межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»
Ассоциация «Сибирское соглашение» в эти дни отмечала своё 20-летие, однако праздник не помешал делегатам ударно поработать. В столице Бурятии прошло расширенное заседание Совета при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе, и вопросы в повестке дня стояли самые что ни на есть рабочие. В состав делегации от Иркутской области во главе с губернатором Дмитрием Мезенцевым вошли спикер Законодательного Собрания региона Людмила Берлина, заместитель губернатора Виктор Игнатенко, депутаты и члены правительства Приангарья.
«Сибирское соглашение» было создано в начале «лихих» 90-х, когда страна находилась в тяжелейшем экономическом и политическом кризисе. «Тогда мы могли противопоставить распаду только объединение на межрегиональном уровне, налаживание горизонтальных межрегиональных экономических связей, – говорит заместитель губернатора Виктор Игнатенко, который волею судеб был свидетелем и участником появления ассоциации. – Это и стало главной целью создания «Сибирского соглашения»». Например, нехватка продовольствия в области была восполнена за счёт заключения контрактов с Алтайским краем, Новосибирской и Томской областями. Во многом благодаря объединению позиция сибирских регионов была слышна на федеральном уровне. Ассоциация всегда принимала активное участие в законотворческих процессах, в том числе в создании Конституции. Главная историческая миссия, возложенная на ассоциацию в то время, была выполнена. Сейчас другое время, и другие задачи стоят перед страной, перед Сибирью, и, соответственно, перед МАСС.
По мнению спикера Законодательного Собрания Иркутской области Людмилы Берлиной, ассоциация сегодня – это прежде всего инструмент повышения управленческого потенциала как законодательной, так и исполнительной власти. «На нынешнем заседании отчётливо прозвучал тезис: обсуждая инновационную компоненту в экономике каждого региона, не нужно изобретать велосипед, – говорит Людмила Берлина. – Если кто-то засиделся на старте, необходимо поделиться с ним теми технологиями и наработками, которые есть у соседей». Важно, чтобы сибирские регионы развивались как единый комплекс, используя конкурентные преимущества каждого. Нет большего подарка «Сибирскому соглашению», чем утверждение на федеральном уровне стратегии развития Сибири. Именно в этом направлении здесь неоднократно обсуждались самые разные темы. Даже вопросы, которые стоят в нынешней повестке дня, обсуждались в прикладном варианте: что нам нужно сделать самим и с какими инициативами пора выйти на федеральный уровень.
Второй тезис, который прозвучал очень чётко, можно сформулировать как необходимость развивать человеческий капитал. Невозможно осваивать ресурсы и продвигать инновации без внедрения образовательных программ. Кстати, в этом плане очень многое делается на территории Бурятии. Сегодня в республике создаётся Восточно-Сибирский образовательный инновационный комплекс. Он вошёл составной частью в стратегию развития Сибири до 2020 года. Его учредителями будут все вузы Бурятии, бизнес, финансовые структуры правительства РФ и Республики Бурятия. В рамках комплекса планируется создать необходимый производственный потенциал, на базе которого научную идею можно будет превратить в опытный образец готовой продукции. Уже сегодня в образовании работает и помогает решать многие проблемы система госзаказа. Летом, когда министры республиканского правительства уходят в отпуск, их заменяют ребята из молодёжного правительства.
– Вот мы с ними и кувыркаемся целый месяц, – со вздохом поделился президент Бурятии Вячеслав Наговицын.
– Просто невероятная смелость, – оценил такой поступок Дмитрий Мезенцев. – Вы только смотрите, как бы у вас там не появился молодёжный президент Бурятии.
Актуальным для всей Сибири остаётся жилищный вопрос. С 2005-го по 2008 год темпы прироста жилищного строительства в Сибири были самыми высокими по России. Когда случился экономический кризис, падение в жилищном строительстве Сибири оказалось наименьшим. Некоторые регионы, прежде всего Омская, Кемеровская области и Алтайский край, сумели перенести центр тяжести на индивидуальное строительство. По индивидуальному строительству в Омской области, которая первой начала всерьёз заниматься этой темой, сегодня отмечаются и наибольшие темпы прироста. Опыт омичей стали применять у себя многие субъекты, а некоторые пошли ещё дальше. Если Омская область решает вопросы погашения процентной ставки по телу кредита, новосибирцы выдают участникам своей жилищной программы по 300 тысяч безвозмездно на приобретение жилья и потом ещё в течение 8 лет гасят 7% от ставки кредита коммерческого банка.
Большой блок вопросов был посвящён сельскому хозяйству. Здесь лидируют Алтайский край, Омская и Новосибирская области. Однако климат в Сибири таков, что без государственной поддержки не обойтись никому. Было озвучено совершенно новое направление, благодаря которому эксперты сулят прорыв в сельском хозяйстве Сибири, – создание биокластера в Омской области. Более того, этот проект позволяет говорить о создании новой экономической платформы региона.
«Кризис дал нам такой пинок, что заставил нас о многом задуматься, – признался губернатор Омской области Леонид Полежаев. – Тот уровень агро-прома, который у нас имеется сейчас, ещё даёт нам определённые показатели, но развиваться дальше уже невозможно. Никогда мы не достигнем никаких успехов в АПК, пока будем торговать сырьём. Мы с вами убираем урожай в октябре, когда зерновой рынок России уже сформирован и всё продано. Наша задача – развернуть у себя глубокую переработку и оставить всю прибавочную стоимость в Сибири». Речь идёт о глубокой переработке зерна до уровня выделения ферментов, используемых в медицинской промышленности и фармацевтике, а также при производстве биодобавок, которые дают возможность довести российский бензин до стандартов «Евро-5» и «Евро-6». Сегодня мы их не производим, а только завозим из Европы.
Во второй день состоялся предметный разговор о задачах государственной власти субъектов по реализации стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. «Вклад Иркутской области в общую стратегию не соотносим с тем, что делают субъекты Дальневосточного округа, – заметил Дмитрий Мезенцев. – Но при этом мы должны понимать, что вместо нас наши инвестиционные и социальные проекты не исполнит никто. Мне хотелось бы, чтобы все чиновники, и особенно жители Приангарья, понимали, что стратегия и программа – это не просто набор конкретных проектов. Мы можем их все реализовать, но не добиться того, чего добиваемся. Подводя определённый итог публичного обсуждения проекта программы экономического развития региона, мы видим, что есть такие зоны, в которые проектировщик не зашёл. Это представление о своём будущем, которое должны показать ключевые предприятия, бизнес и территории, которые формируют валовой региональный продукт».
Конечно, нет будущего без молодёжи, и молодёжной политике на заседании Совета при полномочном представителе был посвящён отдельный разговор. Дмитрий Мезенцев заявил в своём докладе, что на следующем БЭФе планируется сделать специальную молодёжную секцию с привлечением молодёжного парламента и молодёжного правительства, которое, по обещанию губернатора, в следующем году заработает гораздо активнее. «Может быть, мы внедрим опыт Республики Бурятия, где ребята из молодёжного парламента на время отпуска заменяют чиновников правительства. Если люди грамотные, толковые, мне кажется, они могут не только месяц замещать, но и гораздо дольше», – сказал губернатор. А если серьёзно, региональные правительства должны понимать череду приоритетов, которые определяют конкретные шаги молодых людей. За пять лет округ потерял более миллиона человек.
– Это связано не только с нехваткой рабочих мест, на которые рассчитывают молодые люди, – отметил Дмитрий Мезенцев, выступая с докладом на заседании Совета. – В вузе ребят ориентируют на инновации, а выходя в большую жизнь, они не видят обещанного и потому начинают метаться то в сторону Москвы и Питера, то в сторону Хабаровска. Не сумев социально адаптироваться там, они теряются, но и вернуться не могут, не желая признавать неудачу перед родителями и друзьями. Очень важно, чтобы ориентационный ценностный ряд поддерживался в регионе. Ребятам, готовым остаться на селе мы должны предоставлять не только рабочие места, но инфраструктуру и поддерживать модель жизни, без которой люди там надолго не задержатся. Скромный, но уже работающий пример в Иркутской области – строительство малоэтажного деревянного жилья за счёт областного и муниципального бюджетов для молодых врачей и учителей.