издательская группа
Восточно-Сибирская правда

День открытых идей

Берём в руки мелованный картон. Нет, лучше «хрустящее» слово – «текстурный кардсток». Сгибаем, режем. Скрипит резак. Медленно перебираем толстые пачки с плотной дизайнерской бумагой, покрытой цветами и узорами. Выбираем лучший. Режем на кусочки, крошим грифель акварельного карандаша, втираем цвет в бумагу. Выбиваем по краю тонкие кружева. Так или примерно так появляется на свет обыкновенная открытка. Ручной работы. «Иркутский репортёр» тоже клеил, резал и вкладывал душу.

Уездной девушки альбом

Раз – и на белом картоне появляется карандашная линия. Ловлю себя на мысли: странно, я тут линую картон, а на самом деле ничего подобного. Это я осуществляю кардмейкинг. То есть в переводе с английского – делаю открытку. Это ещё что. Есть люди, которые скрапбукингом занимаются. Это не тайное общество, это просто искусство изготовления альбомов. Из таких вот альбомов когда-то вышла и открытка. «Scrap» в переводе с английского – кусочек, клочок, обрывок. Для англоязычных людей это и вырезки из газет, и лоскутки, и обрывки стихов. А «scrapbook» – специально оформленный под эти цели альбом. Странному искусству уже более 300 лет. А когда Александру Пушкину было 26 лет, появился первый на планете журнал об изготовлении альбомов. Не отечественный, конечно. Хотя русская аристократия: Оленины, Бакунины, Толстые – уже завела себе салонные альбомы, взяв моду Германии и Франции. «Альбом есть памятник души…», – говаривал Василий Пушкин. В 1872 году Марк Твен запатентовал свой «скрапбук» с самоклеящимися полосками. Если на Западе новый всплеск интереса к этому искусству начался с 80-х годов 20 века (отсюда и Всемирный день «скрапа» в честь первого открытого в США магазина), то в России – в 90-е. Правда, есть мнение, что у нас ничего и не умирало. У отечественных мастеров есть шутка: «Первый «скрап» – это дембельский альбом». 

А вот первые «гравированные карточки, пересылаемые открытыми для всякого», упоминаются в «Парижском почтовом альманахе» в 1777 году. Первую открытку, как гласит легенда, отправил друзьям в 1794 году английский художник Доббсон. Она была ручной работы. Уже через шесть лет в мире началось массовое производство открыток (до 1860 года все открытки делали вручную).  Сегодня ручная открытка в среднем стоит раз в 15 дороже, чем типографская карточка. Мир «переел» стандарта. 

«Вы – волшебница»

«Открытки – это эмоции, эмоции, эмоции!», – говорит Ирина Проничева. Владелица иркутского магазина материалов для творчества «Scrap dream» по профессии – финансист. Какое-то время на практике она даже поработала в администрации Иркутска. Но потом решила уйти. За два года она сделала около сотни открыток. Когда-то Ирина училась в художественной школе. Художника из неё не вышло, но ощущение цвета, красоты осталось. Она начала делать упаковку для подарков – друзьям, знакомым, родственникам. Закончив вуз, Ирина открыла с другом компанию, специализирующуюся на промышленном альпинизме. А уже на базе этого бизнеса появились открытки. Сначала у неё был свой небольшой магазин, а потом Ирина стала официальным иркутским представителем нескольких компаний, производящих товары для творчества.

В этом магазине Ирина и делает всё. Ведёт бизнес, составляет отчёты, готовит бумаги, продаёт инструменты, проводит мастер-классы. И клеит открытки. На её столе – огромная чашка. С карандашами, линейками, ножницами, резаками и другими какими-то хитрыми инструментами, названий которых я не знаю. «Сейчас век штамповки, и вещи ручной работы очень ценятся, – говорит она, что-то попутно вырезая ножницами. – Когда ты даришь человеку вещь, которой нигде больше нет, ты в этом абсолютно уверен, он сразу чувствует это. Мне очень важно передать своё тепло человеку, пусть даже я его никогда не узнаю». 

– Трудно делать открытки? 

– Зависит от настроения. Можно просидеть с одной весь день, и в неё вложить абсолютно всё. Это, конечно, сравнимо с тяжёлым физическим трудом. После этого энергии не остаётся практически никакой. Так что больше четырёх открыток за день я лично делать не буду, меня просто не хватит на высокое качество. Я всегда узнаю, для кого я делаю открытку. У меня бывали случаи 100% попадания. Я не знала человека, а он, увидев открытку, понимал, что это делали только для него. Бывают люди, которые бросаются меня обнимать со словами: «Вы – волшебница!». 

При создании только одной открытки используют до десятка-полутора самых разных инструментов и приспособлений. Бумага для мастера – основа всего. Кто-то берёт обычный мелованный картон, а кто-то текстурный кардсток. Можно часами сидеть над пачками декупажных карт калек и плотных дизайнерских листов с бесконечными рисунками. Проведёшь пальцами – чувствуешь тонкую текстуру. А инструменты – само по себе отдельное искусство. Классические ножницы и ножницы, делающие узорный край, подушечки с золотой, серебряной, медной краской для декорирования краёв, украшения в виде цветов, атласных лент, фигурок, бисера. Конечно, без всего этого можно обойтись. Но это затягивает. Кардмейкинг делает художником любого.

«Бывают сферы, где можно разочароваться, – говорит Ирина Проничева. – Тебе может не хватить таланта стать художником. И ты уйдёшь с обидой. А открытка у тебя всегда получится. Это такой маленький творческий акт, доступный каждому. И главное – тебя никто здесь не будет оценивать. Только ты сам». 

«Мне всегда чего-то не хватало в открытке»

«Я вам вот ещё что сейчас покажу! Берём дырокол, выбиваем дырочки, кладём трафарет, промакиваем подушечкой и быстро засыпаем специальной пудрой, – Ирина уже вся в этом процессе, забыв, что идёт интервью. – Утюжок уже нагрелся, чуть-чуть ждём, стряхиваем пудру и запекаем на утюжке. Пудра плавится и получается объёмный блестящий трафаретный рисунок. Красиво как!». Она держит листочек на ладошке и сама любуется. Ей нельзя не поверить, она искренне любит открытки. 

«Я даже не предполагала, что в Иркутске  огромное количество людей, увлечённых открыткой, – рассказывает она. – От восьмилетних детей до женщин 80-ти лет. Для многих открытка – это даже не цель. Люди любят само действие – перебирать бумагу, подбирать украшения, общаться.  Начав делать открытку, я взглянула на часы только через два с половиной часа. Некоторые засиживаются до утра».

Раньше считалось, что кардмейкинг – занятие «для беременных и пенсионерок». На самом деле это стереотип. На мастер-классы к Ирине, к примеру, ходит парень, у которого свой цветочный магазин, а открытки ручной работы – попутный товар. Многие клиенты говорят: «Непохоже, что это делал мужчина», – рассказывает Ирина Проничева. 

Среди иркутских мастеров – домохозяйки, журналисты, фармацевты, рекламисты, фотографы и даже медики. Ольга Селезнёва по профессии санитарный врач, работала в судебной экспертизе экспертом-биологом, а последние 15 лет – врачом-организатором здравоохранения. Я приехала к ней прямо на работу в областную больницу. Если вы увидите её в стенах больницы, то никогда не подумаете, что эта строгая женщина в белом халате каждый вечер берёт в руки коробочки, пакеты с лентами и бумагами и начинает клеить. 

«Мне всегда чего-то не хватало в стандартной открытке, – говорит она. – Во времена моей юности все открытки были типографские. Я всё время что-то в них доклеивала, дописывала, дорисовывала, вырезала окошки. У её друзей хранятся открытки, которым уже четверть века. Когда около полутора лет назад у Ольги Селезнёвой появились внуки, увлечение пошло на новый виток. «Я отправилась в Интернет за информацией, как сделать альбом для внука, а попутно увидела и открытки. Начала покупать профессиональные материалы – бумагу, ленточки, цветы, дыроколы». На её рабочем месте маленькая коробочка. Внутри – открытка с голубыми цветами и синей бабочкой. «Это я вчера вечером сделала, у меня идеи появляются прямо по дороге домой, – рассказывает она. – И вот иду с трясущимися руками – скорее бы, скорее! Бумажка в одном  месте, бабочка в другом, наклеечка в третьем. И так до поздней ночи могу сидеть». Это действительно страсть. В некоторые открытки она вписывает свои стихи. «Младший сын всё посмеивался над этим, а потом я сделала несколько открыток для девушки, которая ему нравилась, – рассказывает Ольга Селезнёва. – Он принёс ей такой подарок – она была очень растрогана. И стала с ним дружить». 

Для многих, как рассказывает Ирина Проничева, открытки становятся второй профессией. Спрос на ручные карточки в Иркутске большой. Уходят открытки по цветочным, интерьерным магазинам, лавкам ручной работы. «Мастера высокого уровня в Иркутске есть, но их пока немного, – говорит Ирина. – Но будущее у ручной открытки большое. Я думаю, скоро формат сменится. Люди поймут, что открытка – это не дешёвое приложение к подарку, которое покупают в последний момент. Я всегда советую людям: даже если покупаете открытку ручной работы, пишите сами пожелания. Пусть у вас почерк не тот и слова не складываются – вложите душу, и человек будет хранить открытку не из-за красивого дизайна, а из-за ваших слов» .

[/dme:img_group]

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры