«Второго Байкальска не будет»
Эксперты сомневаются, что увольнения на «Усольехимпроме» вызовут бунты
Сразу два заявления о признании несостоятельности ООО «Усольехимпром» поступили в Арбитражный суд Иркутской области. Процедуру банкротства пробуют инициировать и само предприятие, и энергетики, которым задолжали около полумиллиарда рублей. Долги уже заставили «Усольехимпром» остановить производство и приступить к массовому увольнению. Первые 153 сотрудника сейчас проходят постановку на учёт в местном центре занятости. Всего до марта 2011 года планируется высвободить 1134 человека. Впрочем, экс-работники УХП вряд ли станут протестовать против увольнения. «Ситуация далека от той, что была в своё время на Байкальском ЦБК», – признают собеседники «Конкурента».
ОАО «Иркутскэнерго» направило в иркутский арбитраж заявление о признании банкротом ООО «Усольехимпром» (входит в группу «НИТОЛ»), сообщила 11 октября пресс-служба энергоугольной компании. По её данным, с начала 2010 года задолженность предприятия за поставляемые энергоресурсы достигла 500 млн. рублей. Как утверждают в «НИТОЛе», основанием для заявления стало наличие просроченной задолженности за энергоресурсы на сумму около 89 млн. рублей. «Сокращение производственной деятельности на «Усольехимпроме» наблюдается уже около года, – уточнили в пресс-службе. – На предприятии началось значительное снижение объёмов потребления тепло- и электроэнергии, а также горячей воды». Как заверяют энергетики, в отношении УХП были выполнены «все необходимые действия, предусмотренные российским законодательством, начиная от уведомления об ограничении до введения аварийной технологической брони».
Чтобы расплатиться с долгами, энергетики дали УХП ещё 30 дней с момента подачи заявления в суд. В противном случае «Иркутскэнерго» пообещало начать процедуру банкротства. «Срок погашения задолженности по просьбе руководства пред-приятия и властей региона за это время неоднократно переносился, – отметил генеральный директор «Иркутскэнерго» Евгений Фёдоров. – Мы шли на уступки, понимая обоюдную необходимость сохранения производства и рабочих мест. Однако к очередной установленной дате задолженность предприятием снова не была погашена. Мы приостановили поставку энергоресурсов, не затронув объекты, которые обеспечивают экологическую безопасность данного производства». По словам Фёдорова, «отключение – вынужденная мера, которая применяется в самых крайних случаях». «Мы готовы возобновить поставку после полного погашения долга», – заверил он.
Однако «Усольехимпром», судя по всему, не собирается идти на попятную. Предприятие тоже подало в суд заявление о признании себя банкротом. Согласно данным на официальном сайте арбитража, заявление было направлено 7 октября. Рассмотрение иска назначено, как сообщают СМИ, на 2 ноября. На «Усольехимпроме» не комментируют данное обращение. Более того, генеральный директор УХП Александр Тихонов отметил, что предприятие «полностью разделяет озабоченность ростом задолженности перед «Иркутскэнерго» и, безусловно, намерено рассчитаться с энергетиками за потреблённые энергоресурсы». «Сейчас для этого нами принимаются все необходимые меры. Банкротство «Усольехимпрома» не выгодно ни одной из сторон», – добавил Тихонов. Хотя несколькими месяцами ранее он подтверждал в местной прессе, что степень убыточности предприятия действительно стала критической. В прошлом году сумма убытков составила 1,4 млрд. рублей – это всего на 200 млн. меньше, чем стоимость произведённой продукции. А только за первые четыре месяца 2010 года завод потерял более 650 млн. рублей. По информации «НИТОЛа», за три года на поддержание деятельности убыточного предприятия компанией было потрачено около трёх миллиардов рублей. Тем не менее задолженность перед энергетиками росла. Как утверждает один из источников, знакомый с ситуацией, её планировалось погасить с помощью кредитов Сбербанка: между «Усольехимпромом» и банком якобы имелось письменное соглашение на этот счёт, но деньги так и не были выделены.
Закрытие производства повлекло массовое увольнение сотрудников завода. Как рассказала «Конкуренту» директор центра занятости населения Усолья-Сибирского Инна Сидорова, в центр уже направлены 153 сотрудника – первая партия уволенных с «Усольехмпрома». В целом, по её словам, высвобождение работников будет происходить в шесть этапов, с октября 2010-го по март 2011 года. Общее число кадров – 1134 человека, причём 788 из них уже получили уведомление об увольнении. По словам Сидоровой, для бывших сотрудников «Усольехимпрома» специально открыли два консультативных пункта, «где есть вся информация, предоставленная руководством предприятия».
В отношении уволенных работников УХП создана отдельная программа содействия трудоустройству, добавила Сидорова. В частности, 250 сотрудников смогут пройти обучение, чтобы перейти на работу в «Сибир-
ский силикон» (предприятие «НИТОЛа»). Как заверяют в пресс-службе «НИТОЛа», «работники останавливаемых цехов будут переведены на новые строящиеся предприятия компании и получат трудоустройство на предприятиях города Усолья-Сибирского и Усольского района». «Планируется, что часть сотрудников устроится на другие профильные производства или подразделения компании, – подтвердила Инна Сидорова. – Надо отдать должное менеджменту предприятия: это не та ситуация, которая была в своё время на БЦБК. Собственники у нас соблюдают законодательство и не допускают обвала большого объёма рабочей силы на рынок». По словам директора центра занятости, постепенное увольнение УХП начал ещё в 2008 году, когда с предприятия ушли 300 человек. В 2009 году цифра выросла до 700 человек. «Наращиваем объёмы», – резюмировала Сидорова.
Сами экс-сотрудники «Усольехим-прома» слабо верят в то, что их всех трудоустроят внутри компании, полагает председатель Иркутской областной организации Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности Николай Измаилов. Он назвал «Сибирский силикон» «анекдотом, который сочинили, чтобы успокоить уволенных сотрудников». Измаилов отметил, что в первых партиях уволенных сразу около ста человек с УХП уходят на пенсию. Остальные остаются без заработка. «Областная служба занятости сообщает, что в Ангарске есть 3,5 тысячи вакансий, в Иркутске – 9 тысяч. Но вряд ли люди уедут отсюда, пока не получат компенсационные выплаты. Тем более что у предприятия разработано целое отдельное положение на эту тему. В некоторых случаях, к примеру матерям-одиночкам, компенсации будут выплачиваться до восьми месяцев», – добавил Измаилов. Он сомневается, что у уволенных с УХП сотрудников возникнет желание проводить акции протеста. В минувшую субботу коммунисты собирали в Усолье митинг, на который пришли около 600 человек. Но «шум подняли» против действующего сити-менеджера, а не увольнений. «Как в Байкальске, протестовать у нас никто не пойдёт. У людей сейчас есть занятие поважнее – найти новую работу», – заключил Измаилов.