Запах плутовства
Журналиста «Восточно-Сибирской правды» не пустили на территорию БЦБК
В этот раз всё получилось совсем уж неловко. На Байкальский ЦБК я ехал не один, а вместе с тремя десятками молодых журналистов из Германии и некоторых регионов России – участниками состоявшегося в Иркутске четырёхдневного международного медиа-форума «Экологическая журналистика в России и Германии». Готовясь к встрече с очередным новым генеральным директором комбината, немецкие журналисты ещё в автобусе спросили меня, какой вопрос я намерен задать ему в первую очередь.
– Спрошу, с какой целью Владимир Филиппов принял эту должность, – ответил я. – Чтобы (как обещала власть обществу и ЮНЕСКО) наконец-то «цивилизованно» закрыть предприятие для гарантированного сохранения участка всемирного природного наследия или чтобы найти повод для бесконечного продления агонии комбината?
Но у проходной комбината при оформлении пропусков ко мне подошёл крайне смущённый организатор форума Артём Лысенко с извинениями. Стал объяснять, что произошла неловкость. Что владельцам комбината отправляли два списка участников форума, один из них – в Москву, в компанию «Континенталь Инвест». Там, по словам Артёма Лысенко, моей фамилии не было, так как он не знал, соглашусь ли я участвовать в этой экскурсии. А потом окончательный, поправленный список отправили на комбинат, указав меня в качестве участника.
– Я подобного даже предположить не мог, – оправдывался он. – Но мне говорят, что пустить вас на территорию не могут, так как ваша кандидатура не согласована с «Континенталь Инвестом».
И директор БЦБК по персоналу Александр Виноградов, сопровождавший группу российских и немецких журналистов в экскурсии по комбинату и очистным сооружениям, чувствовал себя неловко, потому что с ним мы знакомы давно. Он тоже извинялся, говорил про нелепый сбой и просил «не подумать ничего такого».
Я бы, наверное, и не подумал. Но похожая «нелепость» случается не впервые. И коллеги, вначале русские, а потом (после быстрых и эмоциональных переводов) и немецкие, тоже «подумали».
– Ничего себе, как у вас гайки с прессой закручены! У нас бы на подобное не решились, – поразился кто-то из россиян. А немцы, возвращаясь после встречи с генеральным директором, наперебой, кто на ломаном русском, а кто через переводчика, сообщали примерно одно и то же: «Мы ваш вопрос задали. Но ответ был не очень понятным. Кажется, он намерен работать ещё пять лет, потому что очистка стоков очень хорошая и завод Байкалу не вредит. Мы хотели очищенных стоков набрать в бутылку, чтобы в Германии анализы сделать, но нам почему-то не разрешили».
Помните, как ребёнок играет с родителями в прятки, когда он ещё из ползунков не выбрался? Лёжа поперёк дивана, зажмурит глаза крепко-крепко и громко хохочет от счастья, пока родители причитают: «Куда это наш Петенька спрятался? Папа, ты не видел?». Взвизгнет малыш от счастья, распахнёт широко глаза и, услышав мамину радость: «Да вот же он!», тут же зажмурит их ещё сильнее, чтобы ещё лучше «спрятаться». Руководители Байкальского целлюлозно-бумажного комбината – люди взрослые. Но, удивительное дело, в отношениях с «зелёной» общественностью и журналистами они нередко уподобляются карапузу-несмышлёнышу. Не пустили корреспондента на территорию и думают, что теперь-то он точно ничего не узнает.
Из подробных рассказов коллег после посещения комбината картина вырисовалась не очень оптимистичная. Ни через два года, как убеждали народ власти при подготовке комбината к «размыканию» системы водопользования и возобновлению сброса стоков в участок мирового наследия, ни через 30 месяцев, как (судя по сообщениям СМИ) обещала российская делегация на недавней сессии ЮНЕСКО в Бразилии, останавливать работу предприятия Владимир Филиппов не собирается. В отличие от многочисленных предшественников, он планирует оставаться в должности генерального директора БЦБК «до пенсии», не менее пяти лет. За это время надеется модернизировать комбинат, заменить хлорную отбелку целлюлозы на кислородно-щелочную. Это, по его словам, должно позволить воссоздать систему замкнутого водооборота и прекратить сброс стоков в уникальное озеро. Но, демонстрируя объективность, генеральный директор признался, что планы эти ещё только прорабатываются. Ни с правительством РФ, ни с управляющей компанией они пока не согласованы.
Гостей, по их рассказам, вновь пытались убедить, что жителям Байкальска совершенно необходим БЦБК, без которого город якобы обречён на вымирание. По пути в Иркутск они пытались разобраться, что же нужно байкальчанам на самом деле: этот старый целлюлозный комбинат, вызвавший общее удручающее впечатление видом ржавого железа, лужами на полу и запахом? Или их устроит работа и достойная зарплата на каком-то новом экологически безопасном предприятии, которое могло бы специально создать здесь государство? Задавали и другие вопросы, на которые не смогли получить ясных ответов от руководителя. Но об этом когда-нибудь в другой раз.