Оставили без удовлетворения
Суд отклонил кассацию ОГК-3 по делу о банкротстве «РУСИА Петролеум»
ОГК-3 так и не удалось добиться участия в деле о банкротстве ОАО «РУСИА Петролеум», за 24,99% акций которого компания заплатила 576 млн. долларов. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не удовлетворил кассацию на решение Четвёртого арбитражного апелляционного суда, не принявшего жалобу ОГК-3 на введение в «РУСИА Петролеум» процедуры наблюдения. Руководители компании не исключают, что обратятся в Высший арбитражный суд либо прибегнут к другим средствам, чтобы не допустить банкротства владельца лицензии на Ковыктинское месторождение.
Напомним, решение обратиться в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о банкротстве генеральный директор ОАО «РУСИА Петролеум» принял 3 июня 2010 года. Продиктовано оно тем, что компания была не в состоянии выплатить 11,856 млрд. рублей, вернуть которые потребовал её единственный кредитор – кипрская Rizben Enterprises, являющаяся аффилированной структурой ТНК-ВР. 21 июня арбитраж принял решение о введении в отношении «РУСИА Петролеум» процедуры наблюдения, чему ОГК-3 пыталась помешать ещё во время заседания, обратившись с ходатайством о прекращении дела о банкротстве. Его отклонили, а в начале июля компания обратилась в Четвёртый арбитражный апелляционный суд, собираясь оспорить введение наблюдения. Однако 2 августа её жалобу отклонили, не рассмотрев по существу (а 24 августа была отклонена вторая жалоба ОГК-3, в которой компания оспаривала отказ привлечь её к рассмотрению дела в качестве третьего лица).
Именно это и стало основанием для кассации, которую 1 октября рассматривал Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. По мнению ОГК-3, изложенному её представителем Александром Зубковым на судебном заседании, тем самым была нарушена сама процедура апелляционного производства и одного этого факта достаточно, чтобы признать судебное решение незаконным. Не устроило компанию и то, что апелляционный суд не счёл её лицом, имеющим право участвовать в деле о банкротстве и обжаловать принятые по его ходу судебные решения. Александр Зубков при этом сослался на постановление Высшего арбитражного суда, где сказано, что участником может быть и тот, чьи права затрагиваются при введении процедуры банкротства.
У ответчиков сразу нашёлся контраргумент на это заявление. «Мы считаем необоснованными доводы о том, что при введении наблюдения были нарушены субъективные права ОГК-3», – парировал представитель «РУСИА Петролеум» Сергей Богданов. По его словам, тот факт, что компания заявляет о неполучении прибыли в результате банкротства владельца лицензии на Ковыкту, свидетельствует лишь о рисковом характере участия в акционерном капитале, на который неодно-
кратно ссылались судебные инстанции в своих решениях. К тому же судопроизводство по делам о банкротстве ведётся в особом порядке, с учётом особенностей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». И в нём содержится исчерпывающий список участников дел о банкротстве, в который не входят акционеры. На это положение обратил внимание и представитель Rizben Enterpises. «Истец (ОГК-3) выстраивает свою позицию, исходя из своего статуса акционера», – добавил внешний управляющий
«РУСИА Петролеум» Олег Сметанин, заметив, что акционер не может участвовать в деле о банкротстве. После его выступления суд удалился на совещание, которое длилось около 20 минут.
«Все вопросы в пресс-службу ОГК-3», – бросил журналистам Александр Зубков, выходя из зала заседаний после того, как было оглашено решение. В департаменте по связям с общественностью и СМИ компании ответили, что этот вопрос пока не комментируют. Однако ранее первый заместитель генерального директора ОГК-3 по экономике и финансам Владислав Назин в интервью агентству «Интерфакс» не исключил, что компания обратится в Высший арбитражный суд.