И на Тихом океане…
Завершена 50-летняя эпопея строительства автомагистрали «Амур»
Сибирские дорожники завершили строительство автомагистрали Чита – Хабаровск («Амур»). В церемонии, посвящённой открытию трёх последних объектов читинского отрезка «Амура», приняли участие секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев, министр транспорта Игорь Левитин, начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД генерал-полковник Виктор Кирьянов, руководитель Федерального дорожного агентства Росавтодора Анатолий Чабунин, глава дирекции ГУ ДСД «Дальний Восток» Владимир Швецов, генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен, специалисты проектных и подрядных организаций, участвовавшие в строительстве магистрали.
«Стройкой века» окрестили в народе этот объект. И вовсе не случайно. Новостроек, подобных «Амуру», в России можно пересчитать на пальцах одной руки. Напомним, эта богом забытая дорога протяжённостью 2165 км строилась без малого 50 лет. Наверное, потребовалось бы ещё столько же (к началу 21 века было введено 994 км), не обрати на неё внимание тогдашний президент России Владимир Путин во время своего визита в Корею и Китай летом 2000 года. На совещании в Благовещенске он указал тогда на несоответствие темпов строительства транзитного коридора его стратегическому значению и поручил правительству форсировать работы, с тем чтобы открыть сквозной проезд. Открыли. Особенно ударными выдались последние три года.
– Ежегодно выделялось более 10 миллиардов рублей, чтобы мы могли быть постоянно в работе, – открывая торжества в посёлке Сбега читинского участка магистрали, напомнил Игорь Левитин. – Хочу поблагодарить строителей от имени Владимира Путина, который первым проехал по этой трассе и увидел, насколько сложна климатическая ситуация в регионе, как трудно приходилось с доставкой материалов и оборудования и – может, самое главное – что здесь нужно уметь жить. От имени коллегии Минтранса хочу поблагодарить ветеранов стройки за многолетнюю добросовестную работу и вручить наши награды.
За активное участие в строительстве Почётной грамотой Минтранса награждён заместитель директора Байкальского филиала Олег Пивень, памятных медалей «За строительство автодороги «Амур» удостоены заместитель генерального директора ЗАО «Труд» Игорь Аваев, машинисты Владимир Бянкин, Геннадий Береснёв и Алексей Купцов, горнорабочий Андрей Вяхирев, варщик асфальтовой смеси Александр Гаврилов, водители Михаил Елгин, Олег Дмитриев и Сергей Кривоносов, геодезист Иван Лисичников и другие специалисты. Ряд работников, которые, по словам Сергея Тена, «умеют всё», получили благодарности. Самому Тену министр вручил памятную фотографию о дороге с портретами лучших из лучших работников коллектива.
Список награждённых пополнился на торжественных мероприятиях, посвящённых завершению строительства «Амура», в Хабаровске. Памятной медали «За строительство автомобильной дороги «Амур» были удостоены генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен, исполнительный директор Сергей Томшин, главный технолог Сергей Шабуров, директор Забайкальского филиала Владимир Смирнов, Чернышевского – Юрий Володин, Жирекенского – Леонид Осипенко, зам. директора УПТК Алексей Ефимов, машинист бульдозера Александр Будин, машинист автогрейдера Александр Путинцев, дробильщик Олег Трушин и другие специалисты «Труда». Кстати, один из автомобилей «Лада Калина Спорт», которые премьер Владимир Путин использовал во время инспекционной поездки по Дальнему Востоку, был подарен Олегу Трушину. Произошло это в Хабаров-ске во время телемоста с премьер-министром. «Для меня это стало полнейшей неожиданностью», – не скрывал радости Олег Трушин, оператор дробильной установки.
Обилию поощрений вряд ли стоит удивляться. Генеральный подрядчик в системе Росавтодора «Труд» был признан лучшей дорожно-строительной организацией, становился победителем конкурса «Дороги России» в номинации «Лучшая подрядная организация». За годы своей деятельности «Труд» построил не одну тысячу километров дорог и по-прежнему остаётся редким островком стабильности в непростое время. Живёт он размеренной жизнью строительного конвейера, запущенного в конце 1988 года. Заказчики, садящиеся за стол переговоров, уверены в высокой надёжности, обязательности и мастерстве специалистов «Труда».
И коллектив демонстрирует это в своей повседневной работе, в том числе показывал на строительстве дороги Чита – Хабаровск. Открытие нового участка стало для каждого из работающих здесь филиалов важнейшим шагом в динамичном завершении межконтинентального транспортного коридора, очередным прорывом в развитии транспортной инфраструктуры страны. Причём прорывом на самом слабом и трудном направлении, там, где не существовало автодороги, связывающей не только Читу с Хабаровском, но и всю страну. С вводом магистрали мы получили сквозное движение через всю Сибирь, что позволит не только интегрировать восточные регионы страны в единую транспортную систему, но и включить всю Россию в систему мировых транспортных коммуникаций. И нет ничего удивительного, что руководство страны уделяет этой огромной стройке особое внимание.
– Сегодня, – заявил Игорь Левитин, – «Амур» продолжает оставаться в числе наших приоритетов, и, несмотря на трудности, возникшие в связи с финансовым кризисом, строительство и реконструкция магистрали не только не остановлены, но, хочу вас заверить, будут продолжены на 615 километрах трассы, возведённых ещё в советские времена.
Это, по мнению министра, не только транспортный вопрос, а целая система, определяющая уровень и условия жизнедеятельности и хозяйствования нескольких регионов с богатейшими природными ресурсами, но с низкой плотностью населения, проблемами с занятостью. Дорога не только обеспечит тысячи рабочих мест – она станет своеобразным катализатором в развитии промышленности этих регионов, залогом их развития в будущем.
– В обойме подрядчиков «Амура» трудились лучшие силы дорожных строителей. В каком порядке вы бы их расставили? – поинтересовались у министра журналисты.
– Занятие не из лёгких, и всё же выделил бы «Труд», который работает на дороге дольше всех. Сегодня все мы воочию убедились, как они сработали в малонаселённых, труднодоступных и неблагоприятных в климатическом отношении местах на читинском участке магистрали.
– Первую просеку мы прорубили здесь ещё в 1995 году, – вспоминает исполнительный директор ЗАО «Труд» Сергей Томшин. С тех пор день и ночь штурмовали трудовцы болота и горы, реки и тайгу. Весна сменяла зиму, зима – осень, а они оставались покорять суровую природу. И с честью выходили из всех испытаний, упорно приближаясь к цели. За 15 лет ими уложено около 30 миллионов кубических метров земляного полотна, построено 499 километров дороги, из них 293 километра – в асфальтовом покрытии. В 20-х числах сентября предьявили госкомиссии последние три участка.
– Кстати, последний акт приёмочной комиссии был подписан в Сбегах, – уточняет зам. генерального директора по производству Игорь Аваев. – Сдали в эксплуатацию 80 километров.
– 17 сентября уложили последний асфальт на 146-м километре от Читы, – говорит начальник участка Баргузин-ского филиала Константин Каретников. – А потом занимались барьерными и перильными ограждениями, разметкой, благоустройством.
– Участки, построенные нашим филиалом, – добавляет оператор АБЗ Владимир Бянкин, – лет десять как минимум простоят без ремонта.
От души благодарил строителей и Николай Патрушев, который по поручению президента проехал по трассе от Красноярска до Хабаровска.
– Впечатления от вашей дороги останутся надолго, – сказал он. – Ехали очень плавно, без всяких прыжков и толчков, со скоростью 100 километров в час. Водители встречных машин говорили, что эта федеральная трасса будет самой современной, самой удачной из всех автодорог России. Думаю, после завершения строительства дорожники долго к ней «прикасаться» не будут. Поздравляю вас с завершением работ, искренне благодарю всех, кто строил одну из лучших на сегодня автотрасс России. И до встречи на других дорогах Дальнего Востока.
Основной проектировщик магистрали ОАО «Иркутскгипродорнии» совместно с региональной дирекцией «Дальний Восток» разработали комплексную программу обустройства дороги. Она предусматривает создание 121 объекта производственного и технического назначения, 17 дорожно-ремонтных пунктов, 16 постов ГИБДД, столько же пунктов весового контроля с пунктами учёта движения. Для развития инфраструктуры трассы предложены полдесятка мотелей, 36 автозаправочных станций, 13 станций технического обслуживания, грузовые автостанции с контрольно-диспетчер-скими пунктами.
– Сентябрь – оптимальный месяц для сдачи объектов дорожного хозяйства, – отметил в своём выступлении руководитель ДСД «Дальний Восток» Владимир Швецов. – Дирекция и все подрядные организации постарались сделать всё, чтобы дорога сдавалась в нормальных климатических условиях, а не когда идёт снег. Темпы укладки асфальтобетонной смеси достигали 13 и более километров в сутки, это хорошие показатели.
– Для нас не имело значения, какой сегодня день: суббота, воскресенье или ещё какой праздник, – начал своё выступление Сергей Тен. – Для нас имело значение: идёт дождь или светит солнце. Мы работали круглосуточно и сделали всё, что планировали. И я абсолютно уверен: сегодняшние торжества, присутствие на объекте высоких гостей подтверждают, что мы с честью завершили сезон 2010 года. Хочу поздравить своих коллег, которые многие месяцы в году трудятся вдали от своих семей. Хочу также поблагодарить руководителей нашей страны за то внимание, которое они уделяли нам, жителям востока России.
За два года коллективом ЗАО «Труд» построено и заасфальтировано 293 км дороги, а всего – 400 км. Построено с нуля и, как говорится, «под ключ».
– Да, есть у коллектива некая обеспокоенность от того, что мы будем делать дальше, но я абсолютно уверен, что мы не останемся без работы, – сказал Сергей Тен. – Таких, как наше, предприятий, способных решать столь масштабные задачи, в России немного. А задачи эти есть и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Это федеральные дороги «Лена» (Большой Невер – Якутск), «Колыма» (Якутск – Магадан), «Уссури» (Хабаровск – Владивосток), реконструкция старых участков «Амура»… Очень важно заняться дорогами, которые выходят на границу с Китаем. Поэтому я уверен, что предприятие наше будет востребовано. Мы грамотный, слаженный коллектив, который доказал, что способен делать хорошую работу.
– Сергей Юрьевич, сегодня произошло ещё одно значимое событие: на перевале, названном именем вашего отца, произошла закладка капсулы на месте строительства часовни Николая Чудотворца. Это спонтанная или продуманная идея руководства ЗАО «Труд»?
– Перевал Юрия Тена для нашего коллектива место необычное. Юрий Михайлович, основатель компании, был на этом перевале в 2002 году в первый и последний раз. Тогда дороги сюда ещё не было, передвигались на вертолётах. Мы этот объект только начинали строить. Мне было 26 лет, только пришёл в ЗАО «Труд» – молодой, зелёный. Для меня прилёт комиссии с отцом стал полной неожиданностью. Не знаю, какие чувства испытал отец, когда увидел меня здесь в должности руководителя стройки, но я неимоверно обрадовался. У меня после его ухода из жизни возникло огромное желание, чтобы память о нём на этой дороге сохранилась на долгие годы. На Троекуровском кладбище, где похоронен отец, на памятнике изображена дорога Чита – Хабаровск, потому что строительство её он считал делом своей жизни. И я считаю, что абсолютно справедливо назвать перевал именем Юрия Тена и установить здесь памятник в его честь. Чтобы люди, едущие с Востока на Запад, видели в нём своеобразный маяк, путеводную звезду. Мою идею о строительстве часовни поддержал весь коллектив. Да, это обойдётся дороговато (в пределах 15 миллионов рублей), но зато на долгие времена.
Часовня будет посвящена одному из самых почитаемых святых на Руси, покровителю путешествующих – Николаю Чудотворцу. Это, по мнению выступивших на закладке капсулы, является своего рода идеологией предприятия, особенно если учесть, что в Забайкальском крае небольшое количество церквей и храмов. В закладке капсулы приняли участие многие из гостей. Её с частичкой земли из Киево-Печёрской лавры опустил в пробурённую скважину местный священнослужитель Александр Пилькевич.
Обходя подготовленную площадку, разглядывая макет будущей часовни, участвующие в строительстве дороги через перевал с гордостью рассказывали об этом самом сложном участке, который строили 2,5 года. Здесь выполнен огромный объём земляных работ. Миллион кубических метров земли оттуда взяли буровзрывным способом, около 40 единиц техники работало на небольшом пятачке днём и ночью. Асфальт положили осенью прошлого года, объект принимал заместитель председателя правительства Сергей Иванов.
…Подводя итоги, мы обычно называем гектары вырубленных просек, кубометры отсыпанного земляного полотна, количество мостов и искусственных сооружений. Но все эти цифры не расскажут о том, чего стоили эти кубометры, мосты и трубы. Автодорога «Амур» – одна из самых масштабных строек России. Это целая эпоха, в которой тесно спрессованы жёсткие законы освоения новых пространств, государственная потребность в развитии новых территорий и специфический образ жизни собравшихся здесь людей. Это и сотни километров ранее возведённых и уже разрушающихся участков, и десятки километров зимников по следам легендарных маршрутов изыскателей. Это современные технологии для возведения новых участков и глубокий след в судьбах тысяч людей, кочующих по перевалам и болотистым таёжным куткам. Хотелось бы пожелать им плодотворной работы и новых успехов в строительстве дорог.