Мечта о камерной сцене
Заведующая вокальным отделением Иркутского музыкального колледжа Надежда Васильева делает всё возможное, чтобы со студентами оперного класса создать камерный театр. Это устремление кое-кому кажется утопическим, потому что не хватает материально-технической базы, нет настоящих единомышленников, которые могли бы поддержать энтузиазм педагога.
Выпускница одесской консерватории, первую половину творческой жизни Васильева посвятила пению, вторую — педагогике. Надежда Фёдоровна считает вокал одним из самых сложных видов музыкального искусства, не случайно на это отделение каждый год набирается только пять-шесть студентов, из которых курс оканчивают не все. В этом году, например, было четверо учеников, двое из которых поступили в московские вузы: Пётр Соколов – в музыкальную академию имени Гнесиных, Евгений Козловский – в государственный институт имени Альфреда Шнитке. Ребята были прекрасно подготовлены, участвовали в дипломном спектакле – опере Дечебела Григоруце «Неожиданная встреча», написанной композитором по мотивам новеллы японского писателя Агутогавы.
Событие было знаменательным, вызвало шквал положительных эмоций у зрителей, которым довелось услышать это сложное музыкальное произведение. Семь лет существует в колледже оперный класс, и всё это время студенты на выпускных экзаменах показывают оперные спектакли. Первой постановкой были «Гуси-лебеди» композитора Ирины Ляпустиной, далее последовали оперы «Дидона и Эней» Пёрсела, «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского, литературно-музыкальная композиция «Любви негромкие слова», сочинённая по произведениям русских поэтов и композиторов. В постановке спектаклей помогали дирижёр Ольга Баширина, режиссёры — народная артистка РФ Елена Волошина, заслуженный артист РФ Александр Булдаков и Людмила Шульга.
В творческом отношении у колледжа есть все возможности для создания камерного театра: вокалисты — студенты-выпускники и хор, состоящий из студентов младших курсов. Правда, нет ставки режиссёра, но помогает энтузиазм педагогов — друзей Васильевой. За годы обучения у ребят формируются вкус к классическому вокалу, умение, любовь и стремление продолжить обучение. Многие выпускники поступают в Улан-Удэнскую и Красноярскую академии искусств, Екатеринбургскую и Московскую консерватории, другие музыкальные вузы России. В Иркутске же не хватает оперного жанра — это обстоятельство становится очевидным во время гастролей Улан-Удэнского академического театра оперы и балета, гастролирующего в нашем городе и пользующегося повышенным интересом зрителей.
Сегодня оперному классу помогает и солист Большого театра, заслуженный артист России Роман Муравицкий, который в начале сентября этого года провёл в колледже мастер-класс, вызвавший большой интерес у педагогов по вокалу Иркутска. Роман — ученик Надежды Васильевой. После третьего курса музыкального отделения педагогического университета он поступил в Московскую консерваторию, по её окончании работал в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, был приглашён в Большой театр.
Многие зрители на канале «Культура» видели Романа Муравицкого в роли Михаила
Тучи в спектакле «Псковитянка» Римского-Корсакова, поставленном народным артистом СССР, солистом Большого и Мариинского театров, советником президента по культуре Юрием Лаптевым под открытым небом, на территории старинных монастырских построек города Пскова. В постановке участвовало более семисот исполнителей, а зрителем, по сути, был весь город.
Роман Муравицкий станет участником фестиваля «Звёзды на Байкале» 2011 года, он согласен курировать оперный класс музыкального колледжа. Приезжая к родителям в Северобайкальск, Роман в Иркутске обязательно встречается со своим первым педагогом по вокалу Надеждой Фёдоровной Васильевой. Он разделяет её устремления и мечту о создании камерного оперного театра. Поддержать бы Надежду Фёдоровну, и тогда всё может получиться.