издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Учительница первая моя

  • Автор: Аксана ОЛЕФИР

В детстве она мечтала стать артисткой, ну, или самой устраивать представления. Поэтому после школы поступила в училище культуры на режиссёра массовых праздников и представлений. А когда проходила летнюю практику, обнаружила, что ей нравится работать с детьми: «Я поняла, как это здорово и замечательно, когда ребятишки реализуют все твои замыслы. Благодаря их таланту и фантазии порой всё то, что ты задумал, получается ещё лучше. И это расширяет твои возможности». Но до того как стать Почётным работником общего образования РФ, учителю начальных классов «Центра образования № 47» г. Иркутска Татьяне Александровне Исламовой ещё предстояло пройти свой путь, получить высшее педагогическое образование. Но уже тогда она поняла главное в отношениях с детьми, что стало её профессиональным кредо, – быть своим ученикам другом.

Учитель

Почему-то я совершенно не помню свою первую учительницу. Зато прекрасно помню, что боялась ходить в школу, боялась, вдруг спросят, а я не доучила таблицу умножения или не смогу правильно ответить. Это состояние страха я запомнила и, когда поняла, что буду работать с детьми, сказала сама себе: делай всё, чтобы ни один ребёнок не испытывал того же, что когда-то и ты. Я стараюсь быть для детей в первую очередь другом. Это не пафос, это моё профессиональное кредо: быть другом, мамой, сестрой, но при этом всегда держать дистанцию. Я строга. Для меня важно, чтобы они были открыты и чтобы в тоже время не переходили грань уважения. Они пока ещё этого не понимают в силу возраста, они не говорят: мы вас уважаем – они говорят: мы вас любим. И это замечательно, когда первоклашки любят и обожают свою первую учительницу. Влюбить в себя малышей в начальной школе очень важно, потому что педагог должен научить ребёнка учиться, а это возможно только через любовь. Потом эта любовь постепенно переходит вообще к слову «Учитель» и к профессии. Ребятишки должны в педагоге видеть собеседника, с которым можно рассуждать, спорить, доказывать свою точку зрения, а когда нужно – уметь согласиться, выслушать. 

Убеждена, что в начальной школе на первом месте должно быть воспитание, а потом – обучение. С первого класса я работаю с детьми по проекту «Духовность и творчество», у нас проходят уроки «Открой самого себя». Это осознание своего Я. На классных часах мы путешествуем в город Доброград. Предполагаем, какие там могут быть жители, почему он так называется. Ребята рисуют тех, кто живёт в этом городе: людей, зверей, птиц. Я подвожу их к тому, что доброта и красота спасут мир. Это путешествие продолжается несколько лет. Когда ребята становятся постарше, я провожу тренинги по самооценке. Им тогда, чтобы попасть в Доброград, нужен пропуск. И ребёнок должен стражнику, в руках которого вместо оружия зеркало, рассказать, какие у него есть хорошие черты и какие он хочет приобрести. Дети говорят искренне: им  важно сказать о себе хорошее и услышать одобрение одноклассников. Они могут признаться: «Мне нужно ещё поработать над собой. Я ленюсь. Когда мама просит помыть посуду, мне не хочется». 

Дети 

Каждое утро в классе начинается у нас с минутки радости, когда ребята рассказывают о том, что хорошего у них произошло, и с «модельной» минутки, на которой дети показывают себя как модель. Мы заранее договариваемся, что дома с мамой они подготовятся, чтобы всё было достойно, а потом смотрим у мальчиков, сочетается ли галстук с костюмом, носки с туфлями. А у девочек смотрим на причёску, какое плетение у косичек, какие бантики. Я требую, чтобы у них всегда были начищенные ботинки, тетрадки, обёрнутые в обложку, – всё это дисциплинирует. Ребёнок себя закаливает: не хочу, а надо. Хочу пойти в школу в водолазке, а придётся идти в блузке, потому что в классе так принято – и ребёнок себя перебарывает. Потом, когда ребятишки станут постарше, у них не будет проблем: они знают, как себя преподнести, как чётко организовывать своё рабочее место, будут понимать, чего хотят достичь в жизни. 

Но если я требую, то должна и сама соответствовать. Требую, чтобы они между собой вежливо разговаривали – сама к ним вежливо обращаюсь. Требую идеального порядка среди тетрадок и учебников – показываю им журнал, в котором всё записано аккуратно, одной пастой. В конце урока предлагаю ребятам оценить по шкале, насколько плодотворно прошёл день. Дети сейчас особенные, и мне с ними интересно. Я поймала себя на том, что пытаюсь у них  чему-то учиться. Например, мне нравится, как они могут открыто сказать про то, что думают или чувствуют, не боясь, кто и что о них подумает. Они умеют подбирать нужные слова и говорить так, чтобы не обидеть другого. Но они у меня не идеальны. Всякое бывает, и в соответствующей обстановке ребёнок может вести себя по-другому.

Родители

Для родителей, отдавших  своего малыша в начальную школу, это событие из разряда сокровенных. Таких, как замужество, рождение ребёнка, смерть. Для родителей это очень сильный эмоциональный стресс, и они волнуются больше детей. Поэтому, пока они, как мягкий пластилин, ещё податливые, с ними нужно работать. Школа – это ведь не только радость, но и труд. Например, настроят родители своё чадо «ты лучше всех», а в классе все «самые-самые». Возникают первые трудности, неуспехи, и ребёнок дома говорит: «Я не хочу идти в школу». Это проблема не его, а родителей, и пока не поздно, нужно всё исправлять. В этом случае  педагог и родители должны ребёнка подбадривать: «Вот видишь, как хорошо у тебя получилось, ты молодец!». 

Каким бы замечательным учитель не был, без понимания и моральной поддержки родителей ему не обойтись. Поэтому родительские собрания я провожу не как «разбор полётов» или лекции, ведь родитель сейчас образованный. Мы просто вместе работаем! Например, я раздаю разбитые на две части «заповеди» для родителей и педагогов. Начало фразы зачитывает один родитель, а остальные ищут завершение фразы. Например, такая заповедь: «Если ребёнок растёт в честности, значит, он учится быть справедливым».  Когда родители ошибаются и предлагают вариант из другой «заповеди»: «он учится верить в себя», – начинается дискуссия. Среди «заповедей» есть такие: «Если  ребёнка подбадривают, он учится верить в себя», «Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым». Родители должны размышлять, как воспитывать ребёнка. Обычно я рекомендую им постараться посмотреть на своего малыша со стороны, как на чужого. Вспомните, в гостях мы сразу же видим все «червоточинки» чужого ребёнка и оцениваем, как он маме грубо ответил, как фыркнул, с каким видом сидел… А у своих детей многого не замечаем. «Помарки», которые в них есть, невозможно скрыть: я вижу их на уроке, на перемене, в столовой, на мероприятиях. И пока они маленькие, подкорректировать это удаётся. В классе они такие, какими они будут в жизни, потому что здесь уже есть маленькое общество. И от того, как они смогут ужиться, будет зависеть их дальнейшая жизнь. Моя задача – поправить их так, чтобы не обидеть. Это возможно только через любовь. Но любовь – это не значит «муси-пуси» (хотя и это тоже). Любить – это значит спокойно и уверенно готовить ребёнка к будущей жизни, чтобы знать, что он потом не пропадёт, сможет выстоять, если будут трудности, не сломается. Это значит, на данном моменте научить его учиться, уважать и ценить окружающих, чтобы ему потом комфортно жилось в обществе. Если то, чему его учат в школе, поддерживают дома, то это срабатывает в несколько раз мощнее. 

P.S. Учитель – это призвание, как говорится, от Бога. Или оно есть, или его нет. Татьяна Александровна – настоящий УЧИТЕЛЬ! Поздравляем её с Днём учителя и желаем здоровья и новых творческих успехов! 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры