Вокруг часов
Бурятия на прошлой неделе объявила, что хочет быть ближе к Москве. Ещё не внесен в Госдуму пакет законов о новых часовых поясах, а президент Бурятии Вячеслав Наговицын уже активно двинулся со всей республикой в красноярский пояс MSK +4. На одной из ближайших сессий Народный Хурал примет обращение к правительству РФ с просьбой закрепить за Бурятией красноярское время. Впрочем, федеральные эксперты заявили, что пока не нашли оснований сдвинуть Бурятию ближе к Москве. А вот иркутские чиновники за «часовым ажиотажем» философски наблюдают и посмеиваются, предлагая ничего не предпринимать до появления Федерального закона «Об определении времени». Работая над этим текстом, я стала убеждённым сторонником сокращения часовых поясов. Для того чтобы дозвониться в московский Институт географии РАН, занимающийся картой поясов, мне понадобилось два дня. То у нас был глубокий вечер, то в Москве – раннее утро.
«В начале октября будет проведено совещание аппарата правительства, где планируется рассмотреть этот вопрос. В России будет введено несколько часовых поясов – «нулевой», «плюс два часа», «плюс четыре часа», «плюс шесть часов», «плюс восемь часов», – цитирует президента Бурятии Вячеслава Наговицына «Российская газета». «Субъекты, которые тяготеют к тому или иному поясу, будут объединены. Мы тяготеем к красноярскому поясу – «четырёхчасовому», – заявил Наговицын. Президент Бурятии в своём порыве перевести стрелки даже немного переволновался, спутав зимнее и летнее время. Он заявил, что переход на новое время для Бурятии пройдёт безболезненно, поскольку осенью 2011 года республика не будет переводить стрелки на зимнее время. «А уже начиная с весны снова войдём в режим «весна – лето», – сказал Наговицын. Но в том-то и дело, что, если так, весной 2011 года Бурятия не на час придвинется к Москве, она от неё отодвинется на два часа. «Да, возможно, произошла какая-то ошибка», – сказали нам на это в пресс-службе правительства Бурятии.
Так или иначе, но мысль Наговицына ясна: Бурятия должна войти в зону нынешнего красноярского времени. И для этого Народный Хурал намерен на одном из ближайших заседаний, вероятнее всего, в ноябре, принять соответствующий документ. «Мы не можем сейчас сказать, что это будет за документ, – сказала начальник отдела по работе со СМИ аппарата Народного Хурала Республики Бурятия Саяна Хайдапова. – Но, скорее всего, это будет постановление, в котором депутаты обратятся к правительству Российской Федерации с просьбой включить Бурятию в пояс MSK +4».
На нашем берегу Байкала танцев вокруг часов не наблюдается. «У нас на сегодняшний день нет никакой позиции по вопросу изменения часовых поясов, – заявил и.о. министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Дмитрий Ялов. – Причина одна – мы пока этот вопрос не обсуждали». «Я слышала про бурятскую инициативу, однако у нас такой темы на текущий момент нет», – сказала спикер Заксобрания Людмила Берлина. «А какой смысл в такой инициативе? – поинтересовался первый зам губернатора Владимир Пашков. – Как я понимаю, решение принимается на федеральном уровне. Весной я участвовал в совещании по часовым поясам, которое вёл первый зампредседателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов. Тогда он чётко сказал: ажиотажа не надо. Если хотите моё личное мнение, то логика есть в отмене декретного времени. Никто чётко не может доказать экономического эффекта от перевода стрелок на летнее-зимнее время. А вот с часовыми поясами совсем другое. У нас не Франция, и не Бельгия, и система управления страной иная. Не вижу особого смысла в сокращении поясов». В Бурятии же полагают, что если бы Иркутская область присоединилась к обращению Хурала, то мнение двух регионов уже было бы весомым. В мае Якутия, испугавшись, что на всей её территории установят более «далёкое» от Москвы время, выступила с предложением сохранить за республикой время Южной Якутии (MSK +6). А поскольку поясов прогнозируется мало, то включить в этот пояс и Хабаровский, Приморский края, Амурскую область, и наш регион вместе с Бурятией и Читой. Иркутская область тогда своей позиции не высказала.
И вот Бурятия заявила о том, что не желает уходить в пояс «плюс шесть», надеясь на поддержку Иркут-ской области. Напомним, что в марте 2010 года депутаты Самарской губернской Думы обратились к премьеру Владимиру Путину с просьбой перевести регион на московское время. Что и было сделано, несмотря на протестное общественное движение. По данным соцопроса 2009 года, только 38% жителей региона согласны были «подвинуться» к Москве, поскольку световой день сократился в Самаре на час. Весной после аналогичных обращений в новые часовые пояса были переведены Удмуртия, Камчатский и Чукотский АО. Удмуртия ушла на московское время, а для двух последних регионов время разницы со столицей сократилось до 8 часов. Минторг России уже дал техзадание на Закон «Об определении времени», на разработку которого потрачено 18 млн. рублей, поскольку потребовалось проведение научных исследований. Этот закон в том числе определит, сколько часовых поясов будет в России и будет ли у нас зимний и летний перевод часов А вот когда этот закон будет готов, пока неизвестно.
Ранее заместитель директора Института географии РАН, головного института проекта, Аркадий Тишков говорил, что, с его точки зрения, оптимальным для России будет организация шести-семи часовых поясов – Московского, Уральского, Западно-Сибирского, Красноярского, Иркутско-Якутского, Магаданско-Камчатско-Чукотского. Весной правительство предложило институту совместно с экспертами из других областей – психологами, экономистами и прочими – оценить все риски сокращения часовых поясов.
Аркадий Тишков сообщил «Иркутскому репортёру», что рабочая группа в Министерстве промышленности и торговли РФ продолжает работу над обоснованием возможной отмены декретного времени и сокращения часовых поясов: «Сейчас в качестве предложения для проведения дискуссии сформирован такой вариант по вашим регионам: Забайкальский край, по-видимому, перевести в пояс MSK+5, присоединив край к Иркутской области и Бурятии. Да, действительно, инициатива Бурятии о переводе в более близкий к Москве часовой пояс была рассмотрена экспертами, но пока они не нашли достаточных оснований для передвижки региона в ближайшей перспективе в другой часовой пояс. Очень небольшой отрезок Бурятии тяготеет к Красноярскому краю, на остальной территории республики – MSK+5. Все экономические и транспортные связи республики тяготеют именно к этому поясу. Но я подчеркиваю, что это только предложения, и не факт, что в перспективе не может появиться другой вариант. Ведь мы были свидетелями того, как региональные парламенты сами выступали с инициативой о переводе в другой часовой пояс». Аркадий Тишков пояснил, что первостепенной задачей сейчас является подготовка достаточного обоснования на сохранение или отказ от декретного времени. Работа же над обоснованием сокращения часовых поясов – очень сложная и продолжительная. «Не следует торопиться, успех первого этапа реформы не означает, что надо ускорять второй. Эксперты очень аккуратно смотрят все «за» и «против», – подчеркнул он.
Ближе к норме
С астрономической точки зрения переход Иркутской области в зону «Москва плюс четыре» выгоден. Декретом Совнаркома от 16 июня 1930 года были отменены переходы на летнее и зимнее время. Однако вкралась ошибка: отмена произошла в период, когда лишний летний час прибавился. Осенью этот лишний час назад не перевели. В итоге страна «убежала» от гринвичского времени на час. Иркутск, который должен был находиться в семи часах от Гринвича, оказался в восьми. Теперь от гринвичского времени Иркутск зимой впереди на час, летом – на два. Выражается это в том, что астрономический полдень у нас не в 12 часов пять минут, а в 13 часов пять минут зимой и в 14 часов пять минут летом. Если мы перейдём в зону MSK+4, то зимой мы приблизимся к настоящему астрономическому времени.
Вне времени
По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в декабре 2009 года, 51% россиян не в курсе, сколько в стране часовых поясов; 24% знают, что в России было 11 часовых поясов; 2% уверены, что в стране 13 часовых поясов или даже больше; 7% заверили, что их двенадцать, 4% – десять; 45% опрошенных даже не замечают большого количества часовых поясов. Несмотря на то что половина не знает, сколько всего поясов в России, 19% всё же заявили, что неисчислимые часовые пояса сказываются негативно на их жизни. А вот 10% уверены, что разделение на большое количество поясов – это положительный фактор. Самое смешное, что и те, и другие приводят один аргумент: при сокращении поясов самочувствие улучшится. И без сокращения – тоже улучшится.