На пороге школы
С 2010 года, заметив, что желания работать в школах у молодых специалистов всё меньше, власти задумались об их стимуляции. Премьер Путин решил доплачивать некоторым из них по 250 тыс. рублей в год с помощью грантов. Мэр Кондрашов повысил единовременные выплаты иркутским новичкам с пяти до шести тысяч. Однако заманить рублём удаётся всё меньше молодых педагогов. Соотношение нагрузки и зарплаты такое, что надеяться остаётся в основном на «сумасшедших энтузиастов». Куда уходят из иркутских школ и зачем остаются, выясняла Ксения ДОКУКИНА.
Мне ещё и петь охота
– Алё, здравствуйте. К задаче схема не рисуется? Ну, вообще есть одна схема, которая подходит к двум вопросам. Надо просто подумать. Но если такую схему не найдёте, рисуйте две. Нет, «два» я ему не поставлю, не переживайте. До свидания.
Ольга Горохова положила мобильную «раскладушку» на стол.
– Родители звонят, – пояснила она, – домашнее задание с ребёнком делают.
– А ничего, что на сотовый и в нерабочее время?
– Да они хорошие люди, не страшно. У меня в классе вообще в основном здоровские родители. Хотя есть и исключения: некоторые позволяют себе кричать, звонить по 16 раз за вечер. Потому что у ребёнка «двойка» или замечание в дневнике. Я так поняла: в каждом классе есть проблемные дети, но больше всё-таки проблемных родителей.
Ольга Горохова, точнее Ольга Сергеевна Горохова, работает учителем младших классов в школе № 23 третий год. Пришла туда сразу после окончания педуниверситета. Отличнице и активистке доверили руководить 1 классом «Б». Сейчас это уже 3 «Б».
– Ой, а дети у меня золотые, – разулыбавшись, принялась рассказывать она. – Мы с ними дружим. Хотя мне это не сразу далось. Например, в классе был мальчишка с очень большими проблемами в семье. Он на меня смотрел исподлобья, мрачно, а когда говорил что-то, то весь словно зажимался. Я даже немного боялась его. Дети с ним дружить не хотели: «Он меня бьёт, он плохой». Но после проведённой с ним работы он раскрылся, стал улыбаться, а ребята его в друзья позвали.
Ольга может часами рассказывать о своих-чужих детях. «Сумасшедшая энтузиастка» – это про неё. Третий год она буквально живёт в школе. 30 часов нагрузки – таким объёмом работы могут похвастаться не все матёрые педагоги. Молодой специалист кроме общеобразовательных предметов преподаёт ИЗО, технологию, физкультуру (в своём и двух чужих классах).
Описывая свои будни, Ольга начинает почему-то с субботы, хотя в сентябре школьники по субботам не учатся.
– Пришла в школу к десяти часам, проверять тетради: 25 по русскому, 25 по математике плюс тестовые задания, контрольные работы, словарные диктанты. В семь вечера вернулась домой, начала готовиться к урокам и к воскресной поездке в ипоцентр. Мы с родителями и детками ездили к лошадкам в гости, а я же не могу туда с пустыми руками, надо конкурсы, игры. Сидела до двух ночи. От лошадок приехала в пять или в шесть вечера, стала готовиться к понедельнику. Вот так и живу.
Педагогический дебют
По данным министерства образования Иркутской области, в последние три года учительская зарплата упала как в регионе, так и в областном центре. В Приангарье с 2008 года номинальное жалованье у педагогов снизилось на 332 рубля, до 12654 рублей, а в Иркутске – на 1840, до 11492. Директора школ утверждают, что преподавательский максимум – это 20 тыс. рублей.
– Когда совсем молоденькие приходят, получают по 5-6 тысяч, потом по 7-8, а если особо одарённые, то и по 10 тысяч рублей, – расписал директор 25-й гимназии Владимир Безденежных. – Ну, а когда будет 20 лет стажа, куча регалий и званий – то 15 тысяч, а может, и 20.
Новенькие учителя по указу мэра Иркутска имеют право на единовременную выплату в размере шести тысяч рублей. Ещё для молодых специалистов существует надбавка: 50% от зарплаты в первый год, 30% – во второй и 20% – в третий.
Вот Ольгин расчётный лист за июнь: за проверку тетрадей – 77,62 рубля, классное вознаграждение (премия) – 300, классное руководство – 107, доплата молодому специалисту– 399,45, районный коэффициент и северная надбавка – по 358,31. Всего 2550 рублей.
– Ну, это же июнь, конец учебного года, – пояснила Ольга. – Вообще за проверку тетрадей, например, по 350 рублей доплачивают. В прошлом году я зарабатывала примерно 9 тыс. рублей. А один раз получила 12 тысяч (с премиями за общественную работу) и сначала не поверила, а потом очень обрадовалась.
На вопрос о мотивации Ольга пожала плечами:
– Ну а где с моим образованием, пусть даже с оконченной на «отлично» магистратурой, лучше? Репетиторство – сегодня есть, завтра нет. А работая учительницей, я могу реализовать свои способности. Например, в прошлом году конкурс выиграла, а летом мне предложили поездку в Китай.
Ольга имела в виду городской конкурс «Педагогический дебют» для молодых специалистов. Она заняла там первое место, то есть стала лучшим молодым специалистом в Иркутске. За победу ей вручили видеокамеру. А после пригласили в командировку с официальным визитом в Китай, сопровождать шестерых детей, занявших призовые места в олимпиадах.
Тем не менее в конце беседы Ольга призналась, что постоянно думает об уходе из школы. С того самого момента, как пришла. «Если решу родить ребёнка, – говорит она, – на мою зарплату я его не прокормлю. Да и от родителей хочется жить отдельно, а квартиру с такими деньгами снять не получается. Но пока держусь».
– Я для себя сделала вывод: если человек в школе работает, значит, его это устраивает, – резюмировала она.
Наперечёт
Таких, как Ольга, в государственных учебных учреждениях меньшинство. На 15 начальных классов в её школе она единственный молодой специалист. Новичкам, естественно, предпочитают людей постарше: у молодых опыта нет – раз, в декрет могут отправиться, выйдя замуж, – два и главное – постоянно ищут, куда бы перейти.
– У нас такая текучка с этими молодыми специалистами, – рассказала учительница одной из иркутских школ. – Пришли два учителя информатики, психолог и учитель английского. Информатики ушли. Английский пока ведётся, но настроение у педагога тоже «походное». Психолога просто уговорили остаться: она получает 4,5 тысячи, а у неё маленький ребёнок. Ведёт и в начальной школе, и в среднем звене, и у старших. А психология в школе – это писанина. Там и диагностика, и отчёты, и планы конспектов. Обработать диагностику по каждому ученику – не один час надо. И дети все разные. О какой психологической поддержке можно говорить?
– Мы молодых специалистов вообще не берём, – отрезал директор лицея № 3 Николай Кашин. – У нас заведение другого типа, не ниже второй категории учителя нужны. Когда подрастут, пусть приходят.
Средний возраст учителя в лицее – 50 лет. В школе № 26 эта цифра равна 43–45 годам, сообщила её директор Ирина Корж.
– Молодые специалисты пробуют устроиться ежегодно, но пока нам не так много людей требуется: школа укомплектована на 100%, – сказала Ирина Корж. – Такая ситуация уже года четыре. Сейчас у нас только трое молодых специалистов.
Впрочем, молодые тоже не слишком жалуют школы. Ольга Горохова рассказала, что из 20 человек её выпуска учительствовать пошли не больше пяти. Остальные – в банки, магазины и куда повезло.
Старший преподаватель русского языка и литературы факультета филологии и журналистики Иркутского госуниверситета Людмила Рябинина призналась:
– Сократилось как число поступающих, так и количество тех, кто после вуза идёт в учителя. Ещё четыре года назад было 47 абитуриентов, а сейчас – 21. Окончили в этом году 23 человека, в школы пошли трое. В прошлом году – четверо. Последние четыре года примерно такое соотношение. Многие уходят из школы из-за низкого жалованья, конечно. Год лапу пососут и идут искать более денежные места, если родители не помогают.
Постепенно растёт количество устроившихся по специальности выпускников только в Иркутском лингвистическом университете. Там эта цифра увеличилась за последние пять лет на 15% – до 90%. Однако в вузе отметили, что этому способствует расширение спектра учреждений, где востребованы будущие педагоги: появляются школы раннего развития, частные детские сады, языковые центры.
Проректор по учебной работе Восточно-Сибирской государственной академии образования Ольга Кузнецова утверждает, что, хотя число людей, идущих на учительские специальности, остаётся стабильным – около тысячи в год, во многом это происходит из-за контроля государства: столько выделяется вузу бюджетных мест.
– Понятно, что не все выпускники доходят до школы. Это объясняется не только их нежеланием, но и некоторым засилием пенсионеров. Для молодых специалистов нет часов – их разбирают педагоги со стажем, и нет условий: максимум процентах в 20 случаев школа может предоставить хотя бы комнату в общежитии, – сообщила она. – Однако стабильно около 50% наших выпускников становятся учителями.
Выручают районные учреждения: молодые специалисты, кто захочет, возвращаются в те территории, где родились.
– Очень много ребят идут на учителей из сельской местности. В селе авторитет профессии педагога по-прежнему силён, там сохраняются льготы, там самые стабильные зарплаты, – объяснила Ольга Кузнецова. – У городских ребят, конечно, сильной мотивации нет.
Из учителя в гувернёры
Мотивация пропадает не только у «ребят», но и у взрослых. Бывший педагог, отдавшая школе 10 лет, а ныне руководитель фонда «Учитель» Марина Попова девятый год профессионально занимается поиском работы для своих коллег.
– С каждым годом к нам всё больше их приходит, сейчас три–пять человек в неделю точно. И все, кто обращается в этом году, хотят сменить профессию, уйти в частную практику, – рассказала она. По её словам, альтернатив профессии учителя немного: гувернантки для первоклашек (зарплата 15–20 тыс. рублей в месяц), репетиторы (250–300 рублей час), нянечки (от 100 рублей час), воспитатели в частных детсадах (12–14 тысяч в месяц).
– Гувернёр – очень популярная вакансия, – подтвердила директор кадрового агентства «Левобережье» Лариса Бражникова. – Особенно ею интересуются учителя начальных классов. Это же не с 30 детьми работать, а с одним, и зарплата выше. В этом году в месяц подавали по 50–60 резюме. И до 30% из них было востребовано.
– А в школах сейчас, наоборот, нехватка преподавателей начальных классов, – заметила консультант фонда «Учитель» Александра Распутина, параллельно продолжающая трудиться как раз на дефицитной специальности. – Многие учителя руководят двумя классами. Но я уходить из школы не собираюсь: детей люблю. Поэтому и приходится подрабатывать.
РБК. Рейтинг и проект «Улов-Умов» (поисковая система по вакансиям и резюме) подготовили перечень самых популярных профессий учителей в России. В целом количество вакансий по профессиям учителей по сравнению с другими направлениями рынка труда не так велико, однако получившийся результат весьма любопытен.Безоговорочным лидером перечня стал преподаватель иностранного языка, всего было найдено 480 вакансий, что неудивительно. Преподавание иностранного языка сейчас осуществляется практически во всех российских школах, не говоря о лицеях, частных школах, где данный предмет уже давно стал некой «фишкой», без которой, по мнению родителей, данное учебное заведение не лучшее место для их детей. Нехватка учителей начальных классов стала причиной того, что по популярности или востребованности у работодателя эта профессия занимает второе место. Согласно данным поисковой системы проекта «Улов-Умов», сейчас на специализированных сайтах находится порядка 325 вакансий. На третьем месте – учитель алгебры и геометрии – 160 вакансий. Четвёртое и пятое места занимают учителя русского языка и физики со 105 и 82 вакансиями соответственно. В самом конце списка расположились учителя физкультуры и труда, данные профессии наименее востребованы, что, впрочем, также не вызывает удивления. Физкультура в российских школах, по крайней мере в подавляющем большинстве, скорее дань истории, чем предмет, направленный на оздоровление молодого поколения. Аналогичная ситуация и с трудом, который для самих учеников является не столько предметом, где можно почерпнуть какие-то знания, сколько неким перерывом между сложными уроками, например алгеброй и литературой. Многие помнят, как в конце 90-х годов в школах такие предметы, как физкультура или труд, ставились где-то на середину учебного дня, но никак не в начало или тем более конец. Иначе вооружённый справками от родителей класс собрать в полном составе на эти уроки было практически невозможно. Исходя из этой логики, довольно интересно расположились преподаватели музыки: они находятся на седьмом месте, опередив учителей химии, истории и биологии. С чем связана такая тенденция, неизвестно. Однако можно предположить, что в случае отсутствия в школе учителей труда или физкультуры, имеющих специальное образование, их, как правило, могут заменить те же учителя по любым другим предметам. В случае с музыкой такой вариант менее реален, а предложить альтернативу этому предмету в общеобразовательных, не специализированных, школах невозможно.