Взрослый взгляд на детское здоровье
Вчера завершил работу съезд педиатров Иркутской области
Четыре дня детские врачи Приангарья, их приглашённые коллеги из-за рубежа, из российских столиц и сопредельных с нами территорий были вместе. Созываемый раз в четыре года съезд стал событием в профессиональной жизни медиков, которым доверено самое дорогое – ребячье здоровье.
Накануне события главный педиатр минздрава Иркутской области, председатель ассоциации детских врачей Приангарья, кандидат медицинских наук Елена Голенецкая дала интервью нашей газете.
– Нынешний профессиональный форум в чём-то отличается от тех, что прошли раньше?
– Да, он должен быть богаче по информационной насыщенности. Мы надеемся услышать на нём новые сведения о диетологии детского возраста, о питании ребят с дефицитом веса; планируется говорить о наследственных заболеваниях и о сосудистой патологии у маленьких пациентов. Мы ждём встреч с коллегами из обеих российских столиц, из Читы и Бурятии. В рамках съезда пройдут два симпозиума. Один – по проблеме врождённых детских заболеваний, в том числе таких тяжёлых, как туберозный склероз и муковисцидоз. Второй – по специфике пока ещё мало изученной «Болезни Кавасаки», в котором примут участие всемирно известные японские педиатры, среди них сам восьмидесятитрёхлетний профессор, впервые описавший эту патологию, чьим именем она и названа.
– Понятия «детство» в общепринятом, так сказать, будничном смысле и в смысле медицинских параметров не совпадают. Восемнадцатилетний молодой человек призывается на армейскую службу, но для педиатров он всё ещё «ребёнок»; девушки-старшеклассницы, вместо кукол играющие совсем в другие, опасные для их здоровья игры, – пациентки не взрослых, а детских поликлиник и стационаров. Будет ли на съезде идти речь о разрешении такого противоречия?
– С точки зрения медицинской науки тут нет противоречия: человеческий организм окончательно «созревает» к своему восемнадцатилетию. Такова общепринятая мировая норма. Но вот о роли педиатров в охране здоровья подростков, о профилактике вполне взрослых заболеваний в ребячьей среде, о формировании здорового образа жизни у наших «великовозрастных» детей – обо всём этом, конечно, разговор на съезде идти будет. Тем более что опыт, хотя и небольшой, но ломающий устоявшиеся трафареты профилактики заболеваний у подростков, мы уже имеем. Это совсем иная схема отношений с ними, учитывающая психологию переходного возраста и предусматривающая создание настоящих врачебных команд в составе педиатра, психолога, детских гинеколога и уролога. Не совсем привычный для нашего отечественного здравоохранения метод, тем не менее дающий свои результаты. Он позволяет пристальнее «всматриваться» в торопящихся во взрослую жизнь юнцов, что очень своевременно с учётом начинающейся с будущего года в России всеобщей диспансеризации подростков.
– О модернизации здравоохранения сегодня говорят все и в полный голос. Как, по вашему мнению, программа сможет реализоваться в детской службе здоровья Иркутской области?
– Перед нами двуединая задача. Во-первых, необходимо улучшить материальную базу региональной педиатрической службы, обеспечив её техническое оснащение. В минздраве области скрупулёзно проанализировано состояние всех лечебно-профилактических детских учреждений и составлен конкретный план их рекон-струкции или ремонта. Во-вторых, нужно серьёзно, последовательно, с учётом реальной необходимости в узких специалистах новых профилей готовить кадры детских врачей. Работающие сегодня в педиатрии медики – наш золотой фонд. Их опыт, верность профессии бесценны. Но будем откровенны, педиатрическая служба остро нуждается в притоке свежих сил. Только решив это двуединство, можно будет на всех этапах, начиная с первичного и кончая самым высокотехнологичным, пятиуровневым, обеспечить выполнение единых в России стандартов медицинской помощи детям. Такова цель. По большому счёту, предстоящий съезд тоже запрограммирован на неё, поскольку, я надеюсь, будет способствовать расширению профессионального кругозора съехавшихся на свой форум врачей.
Открывая съезд, министр здравоохранения администрации Иркутской области, доктор медицины, профессор Гайдар Гайдаров определил стоящую перед практической медициной Приангарья задачу более сжато, но столь же оптимально:
– Цель модернизации, – сказал он, обращаясь к залу, – обеспечение качества и доступности медицинской помощи. В том числе и педиатрической.
Попутно – об одной детали, показавшейся мне значимой. Его вводное слово не было ни пустой, ради галочки, формальностью, без которой якобы не обойтись; ни сухим холодным отчётом, в котором за частоколом цифр не расслышать, не угадать живой смысл. Можно сказать, министр раскрыл скобки лаконичной формулы, наполнив её живым содержанием. И стал всем присутствующим понятен объём работы, во имя главной цели проделанной в недрах головного лечебного ведомства региона. Создание при крупных лечебных учреждениях Братска, Саянска, Ангарска, Нижнеудинска, Иркутска, посёлка Усть-Ордынский педиатрических центров; впервые сформированный регистр всех медицинских работников Приангарья, в том числе, конечно, и педиатров; электронная паспортизация больниц и поликлиник, иными словами, всей материальной сферы регионального здравоохранения. Наконец, новации в кадровой политике, предусматривающие существенную поддержку первокурсников за счёт федерального бюджета при заключении с ними договора о возвращении после вуза на работу в те районы, откуда они, будущие врачи, родом. Всё это призвано сыграть свою роль в совершенствовании практической медицины Приангарья. И обо всём этом не «докладывалось» с протокольной обязаловкой, а рассказывалось доверительно и откровенно, как принято между коллегами. Что и определило обстановку, одновременно деловую и тёплую, царившую на съезде во все дни его работы.
Сама же его программа широко и неординарно поднимала целый спектр лечебных проблем, была насыщена новой информацией из разных областей врачевания. Диагностика и лечение двигательных расстройств у грудничков и современные принципы лечения ювенильного идиопатического артрита; рациональная антибактериальная терапия в оториноларингологии и современные особенности течения инфекционных заболеваний у детей; современный взгляд на питание малышей раннего возраста и опыт работы клиник, дружественных к молодёжи, по охране её репродуктивного здоровья – многое, с чем сталкивается практикующий на периферии участковый педиатр и что часто оборачивается трудной загадкой в детском стационаре за сотни вёрст от крупного лечебного центра, комментировалось с высоты недюжинного опыта ведущих специалистов отечественной и зарубежной педиатрии.
Конечно, сибирскую глушь теснит электронное пространство: Интернет и телесвязь, шаг за шагом завоёвывающие свои позиции в практической медицине Приангарья, выводят сегодня профессиональные контакты врачей совсем на иной уровень. Но живое общение всё равно ничем не заместить. Собственно, детские доктора именно за ним и съехались в Иркутск: за новым, свежим словом, пусть и с кафедры съезда, пусть и перед переполненным залом, но всё равно прозвучавшим лично для каждого из них. Именно живая заинтересованность одних – в новых знаниях, других – в возможности одарить знаниями тех, кто в них нуждается, превратила оба состоявшихся в рамках съезда симпозиума в настоящие творческие лаборатории.
Участие в симпозиуме, посвящённом диагностике и лечению «Болезни Кавасаки», самого патриарха японской педиатрии, профессора
Т. Кавасаки, открывшего миру этот загадочный недуг, и его коллег – докторов Х. Янагава и А. Сузуки, чьи имена известны далеко за пределами Японии как ведущих специалистов в мире по этой проблеме, конечно, наложило на происходящее свой отпечаток уникальной неповторимости. Эмоционально, но очень точно оценила эту особенность врач из Москвы Ольга Ширинская:
– Мы учились по книгам профессора Кавасаки и продолжаем по ним учиться. Принять участие в симпозиуме вместе с ним – это событие абсолютно уникальное, это большое счастье.
Действительно, многое на этом симпозиуме словно сошлось в одной точке. И то, что сведения о поражении сердца при «Болезни Кавасаки», о её диагностике и распространении по земному шару на иркутском симпозиуме прозвучали, в прямом смысле слова, из первых уст. И то, что приезд в наш город японских коллег был не случаен: ведь именно иркутские педиатры профессор, доктор медицинских наук Людмила Брегель и кандидат медицинских наук Владимир Субботин первыми в России вплотную начали заниматься исследованиями этой грозной патологии, начинающейся у детей либо подростков, которая может привести к длительно текущей коронарной болезни у взрослых и происхождение которой не выяснено до сих пор. И то, что докторам из Японии, из страны, в которой «Болезнь Кавасаки» диагностируется чаще, чем где бы то ни было, по-настоящему интересны исследования их сибирских коллег. И то, наконец, что в Иркутске их ждала встреча с маленьким мальчиком, чьё сердчишко, не выдержав атаки этого недуга, год тому назад готово было остановиться. И остановилось бы, если бы не оперативное, на тончайшей грани возможного проведённое лечение в отделении детской кардиохирургии Иркутской областной клинической больницы.
Обо всём этом «Восточка» подробно расскажет в одном из ближайших номеров. Ведь, согласитесь, нет событий интереснее тех, режиссёром которых выступила сама жизнь. Как нет и случайностей коварнее тех, что вызываются прихотью случая.
Перед вторым симпозиумом, на котором должна была идти речь о наследственных и врождённых заболеваниях у детей, удалось поговорить с профессором, доктором медицинских наук, заведующей кафедрой педиатрии Иркутского государственного медицинского университета Валентиной Саватеевой. За 40 лет врачебной практики через её руки и сердце без счёту прошло маленьких страдальцев, трагедии которых вызваны коварной «игрой» генов. Она, лечащая ребят с врождёнными аномалиями развития, более, чем кто-либо другой, имеет право на жёсткий вывод: природа никогда поблажек человеку не давала и давать не будет. Среди целого сонма злосчастий, калечащих судьбы и крадущих жизни, муковисцидоз – одно из самых жёстких доказательств истинности этих слов. Он – один из недугов, не сулящих, увы, благоприятного исхода. К нему у всех педиатров планеты особый горький счёт. То, что именно он одновременно с не менее тяжёлым и трудно диагностируемым туберозным склерозом стал мишенью внимания и обсуждения детских врачей, закономерно. Прозвучавшие доклады, казалось, поднимали «узкие» вопросы: генетические синдромы и пограничные состояния в нео-натальной нефрологии; пороки развития головного мозга при этих патологиях; современные стандарты диагностики и лечения детей, приговорённых болезнью к неизлечимым страданиям. Но о чём бы ни говорилось с кафедры, всё объединялось одним стремлением: поддержать в каждом детском враче, где бы он ни практиковал, тем более на дальней периферии, настороженность к этим, связанным с «ломкой» родительских генов болезням.
Уже после симпозиума я подошла к научному сотруднику кафедры педиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей, кандидату медицинских наук Светлане Позякиной, чей доклад о лечении муковисцидоза был одним из самых обстоятельных, но при этом, несмотря на драматизм темы, лишённым пессимизма. Захотелось узнать, что питает её, учёного и врача, надежды.
– Благодаря новым современным методам лечения, – ответила она, – больные муковисцидозом дети получили возможность шагнуть во взрослую жизнь. Относительно недавно такие больные уходили из жизни в раннем возрасте, так и не дожив до своих 18 лет. Но как бы далеко ни продвинулись возможности медицины, какие бы совершенные лекарства ни появлялись в арсенале врачей, первичная, на этапе внутриутробного развития ребёнка, профилактика муковисцидоза остаётся очень сложной.
– Даже при самых высокотехнологичных способах исследований?
– Да, к сожалению. На сегодняшний день известно более 1300 мутаций генов. Некоторые из «поломок» в следующем поколении дают тяжёлые клинические последствия. Но мы, будущие родители, мало что знаем или ничего о себе не знаем. Здоровы ли наши гены или несут в себе зерно грядущей неизбежной трагедии, нам неведомо. И самое печальное – знать о себе ничего не хотим. Хотя на дворе 21 век и в Иркутске есть медико-генетическая служба, открытая каждому; работают гинекологи-генетики и генетики-педиатры, способные дать профессиональный совет, предупреждающий несчастье. Вообще, чем больше доверия к медицине, пусть в самых личных вопросах, тем больше пользы людям. Даже тем, кто не любит заглядывать в завтрашний день…
…Мысль о доверии медикам, о поддержке здравоохранения обществом, высказанная в частном разговоре, разумеется, не озвучивалась на съезде. Но всё, о чём шла на нём речь, было ею пронизано. Она подразумевалась как главное условие, без которого все благие начинания, о которых сегодня столько громких слов, так и останутся красивыми прожектами, а от них бессмысленно ждать облегчения.