Законотворческие приоритеты
Депутаты Законодательного Собрания открыли новый парламентский сезон
В минувший четверг состоялась первая в нынешнем парламентском сезоне сессия Законодательного Собрания Иркутской области. За время каникул накопилось много вопросов, требующих рассмотрения депутатов, поэтому повестка заседания оказалась достаточно насыщенной. За один день работы сессии парламентарии приняли 35 законов и 26 постановлений.
До рассмотрения основных вопросов сессии перед депутатами выступила председатель областного парламента Людмила Берлина, рассказавшая о приоритетах работы депутатов на ближайшие месяцы. Один из таких приоритетов – разработка программы социально-экономического развития региона, которая будет представлена на суд парламентариев на октябрьской сессии Законодательного Собрания области.
«Безусловно, программа социально-экономического развития Иркутской области должна учитывать приоритеты, заложенные в федеральной стратегии развития Сибири в целом. Сегодня как никогда востребованным мне видится принцип экономического единства Иркутской области. Он подразумевает интеграцию планов развития отдельных муниципальных образований, разных секторов экономики в единую стратегию, определяющую общие цели, задачи, этапы развития и механизмы их достижения», – подчеркнула Людмила Берлина.
Не менее важная тема, ставшая предметом рассмотрения на сентябрьской сессии, – изменение правового положения государственных учреждений. Речь идёт о федеральном законе, который предусматривает разделение бюджетных учреждений на три вида: казённые, бюджетные и автономные. Людмила Берлина отметила, что закон ни в коем случае не должен привести к расширению спектра платных услуг или ухудшению их качества и доступности. На сентябрьском заседании депутаты приняли решение создать рабочую группу, которая будет вести мониторинг исполнения федерального закона. К слову, весь нынешний год члены Законодательного Собрания провозгласили годом депутатского контроля. Это значит, что депутаты берут под контроль исполнение всех законов, принятых в первом созыве.
Развитие бюджетной политики всегда было приоритетом законотворческой деятельности, но сейчас эта тема приобретает особую актуальность. К 2015 году вся страна должна перейти на бездефицитные бюджеты, с таким заявлением выступил президент Дмитрий Медведев. Значит, и наша область в течение четырёх лет должна научиться жить по средствам. «При этом мы не сокращаем социальные обязательства перед жителями области. Нам нужно развивать проекты, создавать новые рабочие места. Это кропотливая работа», – сообщила председатель ЗС.
В 2011 году областной центр отметит юбилей, и депутаты активно участвуют в подготовке к большому событию. Это ещё один приоритет работы парламентариев. «Юбилей Иркутска, безусловно, праздник, и все запланированные мероприятия должны быть реализованы. Но нам надо развивать Иркутск как элемент инвестиционной привлекательности всей области, как комфортную среду для тех, кто прибывает в наш регион», – считает Людмила Берлина. 350-летию Иркутска был посвящён «депутатский час», который состоялся в рамках прошедшей сессии.
«Депутатский час» завершил работу сессии, а перед этим депутаты приняли ряд важных законов. Парламентарии одобрили поправки в бюджет-2010. Как сообщил заместитель министра финансов области Алексей Зезуля, доходы областной казны пополнились на 3,9 млрд. рублей. Практически на такую же сумму увеличились расходы. Дефицит равен 5,8%.
Из общей суммы доходов 3 млрд. рублей составили безвозмездные поступления из федерального бюджета. В свою очередь, 900 млн. из этих денег являются дотацией федерального центра на сбалансированность, из них 765 млн. будет потрачено на завершение строительства Ледового дворца в Иркутске.
Федерация направила области 2,1 млрд. рублей на целевые расходы. В том числе 1,253 млрд. – на жильё для ветеранов, 42 млн. – на мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда, 109 млн. – на бюджетные инвестиции, 97 млн. – на поддержку малого предпринимательства, 88 млн. – на жильё для сирот, 128 млн. – на квартиры для молодых семей, 122 млн. рублей составили прочие безвозмездные поступления.
Собственно доходы области пополнились благодаря налоговым и неналоговым поступлениям (815 млн.) и доходам от оказания платных услуг (59 млн. рублей). Дополнительные доходы также пойдут на увеличение финансирования некоторых областных программ, бюджетные трансферты муниципалитетам и заработную плату бюджетникам. Здесь речь не идёт о повышении, деньги выделяются на статьи, которые раньше не были обеспечены полностью.
Алексей Зезуля отметил, что государственный долг Иркутской области остался на прежнем уровне – 8 млрд. 698 млн. рублей, то есть 19% от суммы доходов.
Депутаты одобрили поправки в Программу социального развития села, которые предполагают увеличение финансирования на 70,6 млн. рублей из областного бюджета. Дополнительные деньги решено направить на завершение строительства школ в Боханском и Аларском районах и сокращение сроков строительства ЦРБ в посёлке Куйтун.
А вот изменения в Программу поддержки и развития учреждений дошкольного образования на 2009–2014 годы депутатов не порадовали. На сессии выяснилось, что из документа исчезли несколько объектов, которые до этого в документе значились. Тут же на министра посыпались вопросы. «В Нижнеудин-ском районе очередь в детский сад больше двух тысяч человек. По какой причине из программы сняли деньги на открытие детсада в районе? Чья в этом вина? Муниципалитета? Или дело в экспертизе? И остаются ли средства на 2011 год?» – требовал ответа председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев.
По словам министра образования Виктора Басюка, когда формировалась эта программа, его министерство запросило у муниципалитетов гарантийные письма, что к осени у них будет готова проектно-сметная документация на объекты. Однако четыре территории так и не смогли подготовить документы, поэтому детские сады, заявленные в программу этими муниципалитетами, были исключены.
Депутата Юрия Фалейчика интересовал вопрос, насколько оправданно строительство за счёт областной программы детского сада в Иркутске (микрорайон Ново-Ленино). За иркутских ребятишек вступилась председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Татьяна Семейкина. Она сказала, что в областном центре тоже не хватает детских садов и иркутяне вправе рассчитывать на поддержку регионального бюджета.
Председатель социально-культурного комитета Ирина Синцова отметила, что её комитет одобрил поправки в программу, но ввиду особой актуальности проблемы депутаты решили взять под особый контроль подготовку документации в муниципалитетах.
На сентябрьской сессии депутаты во втором и окончательном чтении приняли закон «Об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины на территории Иркутской области». Депутаты полагают, что этот закон с неприметным названием должен совершить революцию в деле борьбы с «чёрными» лесорубами. Необходимо отметить, что попытки решить одну из самых острых для региональной экономики проблем предпринимались не один раз. Достаточно вспомнить идею одного из бывших губернаторов Александра Тишанина организовать лесные терминалы с маркировкой каждого бревна.
В этот раз законодатели решили использовать положительный опыт, накопленный в Забайкальском крае. Группа разработчиков закона, в которую вошли депутаты ЗС, сотрудники правоохранительных органов, юристы, отправилась к соседям. Оказалось, что забайкальцы создали эффективную систему контроля за оборотом древесины. За четыре года работы количество пунктов приёма древесины сократилось в три раза, объём экспорта леса снизился в 2,5 раза, причём без ущерба для бюджета. Потери от деятельности нечистых на руку предпринимателей сократились с 500 млн. до 120–150 млн. рублей в год.
Законодательство позволяет вводить режим чрезвычайной ситуации при ущербе более пяти миллионов рублей. В Забайкальском крае ЧС была объявлена в девяти районах области. Ту же меру депутаты предложили ввести в наших лесных районах. Ведь объём ущерба в Иркутской области ничуть не меньше. По приблизительным подсчётам, потери государства от деятельности «чёрных» лесорубов составляют полмиллиарда долларов в год. Введение режима даст лесной милиции Иркутской области больше полномочий и позволит оперативно реагировать на нарушения.
Главная новация закона – обязательная регистрация всех пунктов по приёму древесины в областном правительстве, а также регулярные отчёты предпринимателей. Это позволит отследить путь древесины из леса к потребителям. Сильной стороной закона является то, что в нём нет отсылочных норм. Порядок проведения регистрации и отчётности прописан в самом тексте документа.
Депутат Олег Каньков предложил разработчикам закона продумать вопрос, как трудоустроить людей, работающих сейчас на нелегальной заготовке древесины. Решение проблемы предложил депутат Гавриил Франтенко: «Принятие закона – это прямая поддержка сельского хозяйства. В лесу работает большое количество трактористов, которые без труда могут найти работу в сельском хозяйстве».
«Мы понимаем, на какие экономические интересы наступаем с принятием этого закона. Но если у него и были противники (а реакция при обсуждении документа была разная), то при окончательном рассмотрении закона никто не рискнул высказаться «против», чтобы не уподобиться герою пословицы «На воре шапка горит», – сказал после заседания председатель комитета по недропользованию, экологии и сельскому хозяйству Юрий Фалейчик.