Подальше от прокурорского ока
Проект Закона «О полиции» требует серьёзной корректировки
Анализ положений проекта Федерального закона «О полиции» показал: ряд статей должен быть существенно изменён и дополнен. Предложения об этом Восточно-Сибирская транспортная прокуратура направила в Законодательное Собрание Иркутской области и Генеральную прокуратуру РФ. Предложения прокуратуры касаются в первую очередь вопросов обеспечения законности в деятельности милиции (или, может быть, полиции) и соблюдения её сотрудниками прав и свобод человека. Без этого невозможно добиться, чтобы граждане чувствовали себя в безопасности и доверяли стражам порядка. А ведь в этом и состоит основная цель реформирования системы МВД.
Мздоимцы в погонах
Утрата доверия к людям в погонах связана как раз с многочисленными нарушениями законности, в том числе злоупотреблениями сотрудников органов внутренних дел. От незначительных, наказуемых в дисциплинарном порядке, до серьёзных – тяжких и особо тяжких – преступлений. Об этом свидетельствует практика прокурорского надзора и поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам в отношении, например, сотрудников транспортной милиции.
Принимая присягу, милиционеры клянутся соблюдать Конституцию и законы России, уважать права и свободы человека и гражданина, охранять правовой порядок, обязуются быть честными и провозглашают готовность нести ответственность, если нарушат принятую присягу. На это направлена и периодическая аттестация сотрудников, предусмотренная положением о прохождении службы. Но, как показала прокурорская проверка, в подразделениях Восточно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте к принятию присяги и проверке профессиональной пригодности сотрудников порой относятся формально: не соблюдают порядок, сроки проведения этих процедур. Не удивительно, что состояние дисциплины и законности в милиции оставляет желать лучшего.
В обществе бытует мнение о мздоимстве, поборах и «крышевании» людей в погонах, при этом наблюдается стремление сотрудников милиции скрыть свои доходы. Законом «О противодействии коррупции» и другими нормативными актами начальники структурных подразделений управлений внутренних дел, их заместители и оперуполномоченные включены в перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о своих доходах и доходах членов семей. Но транспортная прокуратура проверила в этом году ЛОВД на ст. Тайшет, и оказалось: из 73 офицеров, которые должны были отчитаться о доходах, сделали это лишь 33. Сотрудники криминальной милиции почти в полном составе (82,5%) пренебрегли своей обязанностью.
Особую опасность для общества представляет коррупция в милицейских рядах. На хорошем счету числилась служба по борьбе с экономическими преступлениями Читинского линейного отдела внутренних дел на железнодорожном и воздушном транспорте. В пользу сотрудников говорила прекрасная статистика выявленных преступлений, связанных с незаконной заготовкой леса для последующей контрабанды за рубеж. Сотрудники ОБЭП слыли неподкупными борцами с «чёрными лесорубами»: от предлагаемой мзды отказывались, а взяткодателей привлекали к уголовной ответственности. В марте 2010 года, например, районным судом к 3 годам условно был приговорён за незаконную рубку пойманный милиционерами предприниматель, попытавшийся «умаслить» начальника ОБЭП Читинского линейного отдела взяткой в сумме 20 тысяч рублей.
Однако с некоторых пор прокуратура и служба собственной безопасности МВД стали подозревать, что читинские обэповцы отказываются от взяток не всегда. Эти мрачные подозрения, к сожалению, подтвердились. На днях в результате оперативно-розыскных и следственных мероприятий, проведённых при координирующей роли Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, выявлена группа сотрудников отделения по борьбе с экономическими преступлениями Читинского линейного отдела. За покушение на получение взятки задержаны оперативники во главе с самим начальником подразделения капитаном милиции Станиславом Карасёвым. В отношении старшего оперуполномоченного ОБЭП капитана Алексея Прокофьева избрана мера пресечения – содержание под стражей.
Станислав Карасёв и его подчинённый Алексей Прокофьев задержали в лесу и доставили в помещение транспортной милиции двух лесорубов. В ходе доследственной проверки стражи порядка, в должностные обязанности которых как раз входило выявление экономических и коррупционных преступлений, предложили лесорубам заплатить 100 тысяч рублей, чтобы избежать уголовной ответственности. Таких денег у задержанных не было, и борцы с коррупцией сторговались на сумме 40 тысяч рублей. На следующий день, когда деньги лежали уже в салоне автомашины «Хонда Аккорд», принадлежащей Прокофьеву, сведения о причастности задержанных в лесу к преступлению из материалов проверки благополучно исчезли.
Ходатайство об аресте подозреваемых в мздоимстве сотрудников появилось, когда они предприняли попытку помешать следствию: удалить из компьютера компрометирующие их файлы, уничтожить некоторые документы.
Вопиющие факты, когда милиционеры, обязанные вести решительную борьбу с беззаконием, сами идут на совершение умышленных, порою тяжких и особо тяжких преступлений, да ещё используют при этом своё служебное положение, к сожалению, не редкость.
В этом году Октябрьским районным судом Иркутска вынесен приговор в отношении сотрудника милиции Александра Губы, который признан виновным в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере. 3,523 грамма героина, что является особо крупным размером, было изъято в зале досмотра иркутского аэропорта из кармана брюк оперуполномоченного уголовного розыска Бодайбинской милиции, находившегося в областном центре в служебной командировке. С учётом мнения государственного обвинителя Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры и личности виновного милиционер, теперь уже бывший, осуждён к трём годам лишения свободы.
В настоящее время расследуется также уголовное дело в отношении двух оперуполномоченных уголовного розыска ЛОВД на станции Тайшет, которые занимались сбытом опия прямо в здании транспортной милиции. Они были задержаны сотрудниками службы собственной безопасности МВД и арестованы.
«Палочная система» или очковтирательство
О пресловутой «палочной системе», прочно укоренившейся в системе МВД, сегодня говорят очень много. Эта система, действительно, в какой-то мере подталкивает сотрудников к систематическому искажению, естественно, в выгодную для себя сторону показателей работы по выявлению и раскрытию преступлений. Особенно – в сферах экономики и борьбы с коррупцией.
Так, в текущем году прокурорские проверки выявили нарушения в учёте принятых решений о прекращении либо приостановлении следствия по уголовным делам в транспортной милиции Тайшета и Вихоревки. В Усть-Куте из 39 выявленных преступлений экономической направленности 9 никакого отношения к ним фактически не имели.
В июне Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой внесено представление начальнику управления внутренних дел на транспорте по поводу нарушений учётно-регистрационной дисциплины в подразделениях, дислоцирующихся в Иркутской области и Республике Бурятия. Ряд уголовных дел, к примеру, числился направленным в суд (преступления по ним, соответственно, считались раскрытыми), в то время как фактически эти дела были возвращены прокурором для дополнительного расследования. Учётные документы на прекращённые и приостановленные уголовные дела придерживались для улучшения статистики. Так, из проверенных прокуратурой 44 уголовных дел, прекращённых по реабилитирующим основаниям, по 17 статистические карточки были выставлены в более поздний отчётный период. А в ЛОВД на станции Улан-Удэ выявлены случаи, когда принятые решения о прекращении либо приостановлении следствия в статистических отчётах не указывались вовсе.
При проверке достоверности сведений информационного центра Забайкальского УВД на транспорте обнаружено существенное завышение показателей по выявлению и расследованию преступлений. Взять хотя бы дело в отношении бывших руководителей Строительно-монтажного треста № 15 ОАО «Росжелдорстрой», вымогавших деньги с субподрядных организаций. Первоначально были возбуждены уголовные дела по 23 эпизодам преступной деятельности вымогателей. Однако в суд дело ушло лишь по 7 самостоятельным эпизодам. А 16 преступлений, не снятых с учёта, помогли улучшить статистику борьбы с преступностью.
По другому уголовному делу следователь, предъявив обвинение по 18 эпизодам преступной деятельности, «забыл» снять поставленные на учёт ещё 14 фактов мошенничества и присвоения денежных средств в одной из действующих на железнодорожном транспорте коммерческих организаций. В результате по итогам пяти месяцев 2010 года на учёте в информцентре УВДТ оказалось 55 преступлений экономической направленности вместо 30.
На что только не идут порой сотрудники милиции ради улучшения показателей – вплоть до прямой фальсификации материалов. Так, в производстве Иркутского следственного отдела Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКП РФ находится уголовное дело по ст. 292 (служебный подлог) и ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) в отношении двух сотрудников транспортной милиции на станции Усолье-Сибирское. Ради повышения показателей своей работы они сфальсифицировали материал об административном правонарушении в отношении женщины, обвинив её в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Фактически невиновному человеку пришлось уплатить 500 рублей штрафа.
Иные милиционеры не останавливаются и перед применением недозволенных методов воздействия на граждан с целью добиться, например, нужных показаний. Оперуполномоченный уголовного розыска линейного отделения внутренних дел на станции Забайкальск, пытаясь изобличить женщину в присвоении выданных на командировку денег, потребовал от неё образцы почерка. А когда подозреваемая отказалась, воспользовавшись предоставленным Конституцией РФ правом не свидетельствовать против себя, дознаватель незаконно составил в отношении неё протокол об административном правонарушении. Мало того, в нарушение закона об оперативно-розыскной деятельности он негласно применил
аудиозапись разговора с задержанной. «Слишком усердному» дознавателю пришлось уволиться из органов внутренних дел после служебной проверки, проведённой комиссией по фактам, указанным в представлении прокурора.
В Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре считают, что обеспечить законность в деятельности органов полиции, строгое соблюдение её сотрудниками прав и свобод человека поможет усиление прокурорского надзора. Однако, по мнению авторов проекта, предметом внимания прокуроров не должны быть «вопросы, касающиеся организации деятельности полиции, тактики, методов и средств её осуществления». Так сказать, «внутренние дела» органов внутренних дел хотят закрыть от прокурорского ока. Как это скажется на законности в деятельности обновлённого ведомства – предугадать нетрудно.