Байкальская альтернатива
Новый проект АЦГК – фундамент для развития большого Байкальского региона
В гостях у «Восточно-Сибирской правды» – Олег Геевский, председатель совета директоров ОАО «Ангарскцемент».
– Форум – это площадка, на которой встречаются власть и деловое сообщество и одновременно соприкасаются между собой разные уровни этих сообществ. Такая концентрация контактов в одной точке – база для обмена мнениями и какого-то старта. И не обязательно на уровне конкретного бизнес-проекта, просто форум пришпоривает и деловое сообщество, и власть, и общественность. Например, заседание оргкомитета по 350-летию Иркутска прошло под председательством руководителя президентской администрации. Для многих это было ценно, и не просто желанием посмотреть на высокого гостя, а тем, что можно видеть, как функционирует власть, как работает механизм принятия решений.
Тема одного из пленарных заседаний форума проходила под девизом «Сибирь – территория возможностей, Иркутск – точка опоры». Это хороший слоган, мы устали от ожиданий и призрачных перспектив, нам нужно искать конкретные возможности и добиваться их реализации.
– Но есть немало скептиков, которые говорят: а где конкретные решения и возведённые объекты?
– Да, многое из того, что обсуждалось на предыдущих форумах, не реализовано, как говорится, «иных уж нет, а те далече»… Но это жизнь. Разве в бизнесе каждое совещание, каждое обсуждение выливается в инвестиции и успешные проекты? Так происходит далеко не всегда. И Байкальский экономический форум иногда корректирует наше представление о целях и методах.
Вот конкретный пример: на форуме в 2008 году уже был представлен вариант организации цементного производства в Слюдянском районе. Но время показало, что это предложение было изначально неверным. И дело не только в том, что планы были откорректированы финансовым кризисом, а рост мощностей по производству цемента – это в первую очередь удовлетворение потребностей растущего рынка строительства. Порочен был сам посыл по организации нового мощного производства в непосредственной близости от охраняемой территории озера Байкал и уникальной Тункинской долины.
За время от форума до форума в состав акционерного общества вернулся карьер «Перевал», который вместе с Быстринским месторождением станет основой развития цемен-тной промышленности в регионе. Мы ведём работу по завершению исследования месторождения, и концу второго квартала 2011 года у нас будут подтверждённые запасы месторождения. И когда мы рассматривали различные варианты реализации проекта, мы чётко увидели, что развитие Быстринского месторождения без действующей инфраструктуры карьера «Перевал» невозможно.
Сегодня мощность Ангарского цементного комбината 1 млн. 200 тонн продукции в год. Карьер «Перевал» сейчас обеспечивает сырьём существующие мощности, но, поскольку у него есть определённые ограничения в развитии, для АЦГК введение в эксплуатацию Быстринского месторождения очень важно.
– Но природоохранная зона озера уже достаточно страдает от воздействия вредных производств…
– Мы представили на БЭФе проект Слюдянского горнопромышленного узла под названием «Байкальская альтернатива». Это действительно разумная альтернатива целлюлозному производству в Байкальске и решение социальных проблем Слюдянского района (кстати, когда Ангарский цементно-горный комбинат вернулся на карьер «Перевал», первое, что мы сделали, – это заключили соглашение о социальном партнёрстве).
Жизнь сама расставила акценты: мы предлагаем такую конфигурацию Слюдянского горнопромышленного узла, при которой переработка перенесена за пределы охраняемой территории озера и будет происходить на наших мощностях в Ангарске.
Реализация проекта «Байкальская альтернатива» даст нам от 300 до 400 рабочих мест для специалистов рабочих профессий. Для рынка трудовых ресурсов в районе это очень важно, особенно в разрезе ситуации в Байкальске, где необходимо трудоустроить бывших работников ЦБК. Развитие туризма – это отлично, но человек, большую часть жизни трудившийся рабочим или инженером, официантом уже не будет, у него другая психология.
Так что этот проект интересен не только производителям строительных материалов или администрации района. Как у всякого проекта, у него есть серьёзный мультиплицирующий эффект: с увеличением объёмов добычи увеличатся объёмы доставки сырья железнодорожным транспортом. Напомню, что, когда карьер стоял, железнодорожники убрали с этой ветки половину бригад, поскольку возить было нечего. Рост перевозок даст и рост налоговых отчислений и так далее…
Конечно, к реализации всякого проекта, прилегающего к природоохранной зоне, нужно подходить очень осторожно. К сожалению, разместить большой промышленный объект в сложном геологическом ландшафте и при этом совершенно не задеть окружающую среду практически невозможно. Здесь узкое место – транспортировка сырья с Быстринского месторождения. Чтобы обеспечить вменяемую производственную схему, нужно строить новую железнодорожную ветку в Тункинскую долину параллельно существующей автомобильной дороге на Монды. Это нарушит уникальный природный ландшафт, потребует большого объёма земляных работ и серьёзных инвестиций – порядка 50 миллионов долларов. Другой вариант – это эскалаторная подача сырья с нового месторождения на уже существующую инфраструктуру карьера «Перевал». В этом случае потребуется вырубка узкой технологической просеки длиной примерно восемь километров через леса первой категории.
– Это решение непростое… И, кстати, согласно законодательству, оно принимается на правительственном уровне?
– Именно поэтому мы провели презентацию проекта на Байкальском экономическом форуме, привлекли к обсуждению правительство Иркутской области и федеральные органы. И это обсуждение продолжается: буквально на днях в администрации Иркутской области состоялось совещание рабочей группы. Уверен, что сегодня проект Слюдянского горнопромышленного узла интересен, и не только в масштабе района или Иркутской области.
Более того, на Байкальском экономическом форуме к нашему проекту проявили интерес представители China National Materials Group Corporation Ltd. (SINOMA) – крупной китайской компании, одного из лидеров по производству цемента в КНР и одновременно поставщика оборудования по производству цемента с мировым именем. Китайцы готовы заниматься этим проектом, причём и как поставщики, и как инвесторы, но при условии, что они приобретают крупный пакет предприятия.
Первая же беседа показала, что департамент аналитики в компании SINOMA не хуже нашего знаком с потенциалом Быстринского месторождения, хорошо представляет себе гео-графию цементного рынка Иркутской области и Забайкалья. Вывод их аналитиков таков: с учётом потребностей рынка Якутии, Забайкальского края, с перспективой поставки российского цемента в Монголию, на основе запасов Быстринского месторождения и мощностей Ангарского цементно-горного комбината есть перспектива появления цементного кластера мощностью более 3 млн. тонн цемента в год, как системообразующего для строительной индустрии большого Байкальского региона. Видя эти перспективы, китайская компания готова идти в проект с серьёзным инвестиционным предложением, взять на себя поиск соответствующей кредитной линии и так далее.
Скажу сразу: мы оценили масштаб предложения, но такой «ультимативный» формат сотрудничества нас не устраивает. Что же касается прогнозов, то они совпадают с нашим видением ситуации. Сегодня производство цемента в Забайкалье составляет примерно треть наших мощностей. Мы видим, что рынок демонстрирует тенденции к росту: начали расти объёмы потребления в Забайкалье и Иркутской области.
Если Иркутская область вернётся по объёму строительства жилья даже не на показатели строительства начала 90-х годов, а хотя бы перешагнёт цифру в возведение ежегодно половины квадратного метра на каждого человека, то строительному комплексу потребуется 1,5 млн. тонн ежегодно – и это без Якутии, Забайкалья и только по поставкам на жилищное строительство.
Возвращаясь к повестке Байкальского экономического форума, напомню, что состоялся «круглый стол» «Модернизация городской среды – новые подходы» с участием многих экспертов. По оценке председателя комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Совета Федерации РФ Олега Толкачёва, в Приангарье, чтобы обеспечить потребности населения, необходимо строить минимум 1,2 млн. кв. м жилья ежегодно. По данным министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслана Болотова, в 2009 году было сдано в эксплуатацию 602 тыс. кв. м жилья, и по темпам этого года можно ожидать, что эти показатели будут превышены. То есть, чтобы «вписаться» в рекомендации правительства и Совета Федерации, Иркутской области необходимо увеличить темпы строительства минимум в два раза, а в перспективе – и в четыре.
Если этим планам суждено осуществиться, то цементной промышленности региона нужно уже сейчас наращивать как производственную базу, так и доступные сырьевые запасы. Цементное производство сегодня носит модульный характер, и удвоение выпуска готовой продукции – задача решаемая, и для этого у нас есть соответствующие наработки. А вот разрешить проблему дефицита сырья без своевременного ввода в эксплуатацию Быстринского месторождения будет гораздо сложнее…