Право на перерасчёт
Сюжет о том, что клиентам одной из управляющих компаний Иркутска снизили квартплату, поскольку качество предоставленных коммунальных услуг не дотянуло до норматива, показали не так давно в эфире одного из местных телеканалов. Оказывается, заплатить меньше за квартиру можно и в других случаях. Например, если вы уехали в отпуск на две недели и оставили пустой дом, где нет счётчиков, которые зафиксировали бы снижение потребления. Это и многое другое корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ услышал от специалистов в ответ на вопрос: «В каких случаях квартплату могут пересчитать?».
«Правила перерасчёта применяются только в том случае, если нет индивидуальных приборов учёта, – подчеркнул юрисконсульт ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» Андрей Половников. – Если счётчики имеются, размер квартплаты определяется строго исходя из их фактических показаний». Перерасчёт производит тот, кто отвечает за обслуживание домов: управляющая компания, товарищество собственников жилья и т. д. В законодательстве закреплены два случая, в которых квартплата может быть снижена – отсутствие потребителя в его квартире или доме либо предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Объективность и ничего, кроме объективности
Для того чтобы претендовать на перерасчёт по первой причине, потребитель должен отсутствовать дома не менее 5 полных календарных дней. При этом не учитывается день отъезда и день приезда. Распространяется перерасчёт в этом случае только на плату за горячую и холодную воду, электроснабжение и газ. Система отопления работает постоянно, поэтому расход горячей воды для неё не зависит от присутствия потребителя.
Изменить квартплату УК или ТСЖ может только по заявлению собственника жилья, на подачу которого отводится месяц. «Важный момент состоит в том, что к нему нужно приложить документы, подтверждающие отсутствие потребителя в течение того срока, который указан в заявлении», – подчеркнул собеседник газеты. В качестве свидетельства может использоваться копия командировочного удостоверения или справка о командировке, справка о нахождении в больнице или другом медицинском учреждении на лечении, билеты, счёт за проживание в гостинице или общежитии, справка местных органов внутренних дел о временной регистрации или справка организации, отвечающей за охрану жилья, в котором потребитель временно отсутствовал. Андрей Половников заметил, что этот перечень не является исчерпывающим – в действующих правилах предоставления коммунальных услуг предусмотрены и иные документы (впрочем, что именно входит в эту категорию, не уточняется). Основное требование – они должны объективно подтверждать отсутствие собственника жилья. «Бывают случаи, когда в управляющие компании приносят справки, заверенные председателем садоводства, где сказано, что гражданин проживал в этом садоводстве в течение, скажем, месяца, – привёл пример юрист. – Но, как правило, их не принимают, потому что председатель дачного кооператива не может физически проконтролировать человека. Бывает так, что дача находится в двух-трёх километрах от дома, поэтому человек там бывает, моется, стирает вещи, и из-за этого расход воды даже превышает норматив».
Сумма перерасчёта напрямую зависит от того, сколько дней потребитель отсутствовал дома. Простой пример: если его не было 10 дней, то квартплата за месяц снизится на треть. То есть если содержание средней двухкомнатной квартиры в девятиэтажном доме обходится примерно в 2100 рублей ежемесячно, то при перерасчёте сумма составит уже 1400 рублей.
Платный перерыв
В том случае, если коммунальные услуги не предоставляются или их качество ниже, чем предусмотрено в законодательстве, перерасчёт производится после заявления потребителя в управляющую компанию, ТСЖ или диспетчерскую службу. Его заявку обязаны принять и зарегистрировать в предназначенном для этого журнале. Если причины, по которым параметры воды, газа и электроэнергии не соответствуют нормативам, известны организации, обслуживающей дом, она обязана сообщить об этом потребителю и сделать перерасчёт без каких-либо дополнительных документов. В противном случае представители управляющей компании должны вместе с потребителем составить акт, свидетельствующий о предоставлении услуг ненормативного качества. Если же они не приходят к согласию, приглашаются представители жилищной инспекции. «Если взять горячую воду и отопление, то наши сотрудники тоже присутствуют при составлении акта, – добавил представитель ИГТСК. – Если управляющая организация предоставила нам документ, составленный только ею и потребителем, мы требуем, чтобы нас вызвали. И если устанавливаем, что перебои в подаче тепла или воды возникли по нашей вине, то делаем перерасчёт».
Случаи, в которых его проведения могут требовать потребители, описаны всё в тех же правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, которые были установлены в 2006 году (существует проект новых правил, разработанный в 2010 году, но он пока не утверждён правительством РФ). Например, в них сказано, что перерывы в подаче холодной и горячей воды не должны в сумме превышать восьми часов в месяц, четырёх часов единовременно или 24 часов в случае аварии (за исключением профилактических работ, на которые отводится две недели в году). То же самое касается и водоотведения, но в случае аварии продолжительность перебоя в нём не может превышать четырёх часов. За каждый час «сверху» квартплата, которую в данном случае определяют по нормативам и показаниям счётчика, должна снижаться на 0,15%. Снижение на 0,1% предусмотрено, если давление в системе водоснабжения отклоняется от нормы менее чем на 25%. Если состав холодной или горячей воды не соответствует санитарным нормам, то плата не вносится за каждый день «предоставления услуги ненадлежащего качества». Это же правило действует и тогда, когда давление, под которым подаётся вода, падает более чем на четверть. Кроме того, существуют понижающие коэффициенты за низкую температуру горячей воды. Правила перерасчёта также распространяются на отопление, обеспечение жилья электроэнергией и газоснабжение.
По словам Андрея Половникова, многое при проведении перерасчётов зависит от взаимодействия между по-требителями и управляющими организациями. «Мы, в свою очередь, имеем дело только с УК или ТСЖ как ресурсоснабжающая организация», – сказал он. Тем не менее ИГТСК и сама производит перерасчёты с управляющими компаниями, но их порядок закреплён в договорах энергоснабжения.